Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Люди En+»: машинист гидроагрегатов Красноярской ГЭС компании En+ Group рассказал о работе на станции

«Люди En+»: машинист гидроагрегатов Красноярской ГЭС компании En+ Group рассказал о работе на станции

24.04.2020
2
Дмитрий Величка

На ГЭС — по стопам отца

Родился я в 1971 году в Дивногорске. В раннем возрасте у меня были проблемы со здоровьем, и по предписанию врача нужно было срочно сменить климат — так наша семья переехала в Таджикистан — в город Турсунзаде, мне тогда было 4 года. Отец участвовал в строительстве Таджикского алюминиевого завода — когда его запустили, то по мощности он был сравним с нашим КрАЗом.

Когда закончил 4-й класс, наша семья снова вернулась в Дивногорск, но с работой здесь была напряженка, так что через какое-то время нам пришлось снова уехать в Среднюю Азию — отец работал инженером наладчиком на строительстве Рогунской ГЭС на реке Вахш. Мать трудилась там же — геодезистом. Эта гидроэлектростанция должна была иметь самую высокую в мире насыпную плотину — 335 метров, мощность же — 3 гигаватта — это ровно половина от мощности Красноярской ГЭС. В полном объеме планы по ее постройке и пуску Таджикистан так до сих пор и не реализовал.

После службы в армии я снова вернулся в родной Дивногорск. Отучился в местном гидроэнергетическом техникуме и в 1995 году устроился на Красноярскую ГЭС монтажником гидроагрегатов. На нынешнюю свою должность — машинист гидроагрегатов, я перешел спустя 8 лет, в 2003 году. Для этого прошел дополнительное обучение, стажировку и сдал экзамен. Сложностей с переходом не было, потому что к тому времени у меня уже был большой опыт ремонтных работ: знал досконально оборудование станции, его назначение и особенности эксплуатации — от турбины до верхнего колпака.

Профессия — машинист гидроагрегатов

Я работаю в оперативно-эксплуатационном цехе, отвечаю за исправную работу как турбинного, так и электрического оборудования генератора. К первому относится всё большое и тяжелое механическое оборудование, которое вращается. Электрооборудование — это коммутационные аппараты, шинопроводы и кабельные трассы, сборные и электрораспределительные шкафы, подающие питание к двигателям насосов, приводов вспомогательного оборудования.

Образно говоря, гидроагрегат — это электрический мускул. Ну а автоматика и телемеханика, в свою очередь, мозг и нервы, которые гармонично управляют этим мощным организмом. Их совместная задача — следить за тем, чтобы «организм» — в данном случае КГЭС — был здоров, а если вдруг какой-то орган «заболеет» или откажет, автоматика своевременно скорректирует работу: даст отбой или запустит нужную систему.

Машинный зал Красноярской ГЭС. На фото видны 12 гидроагрегатов общей мощностью 6 МВт. Все составляющие работы каждого из них дежурный машинист знает досконально.

На холодную голову

На ГЭС важна работа каждого специалиста, но машинист гидроагрегатов должен быть всегда начеку и, что особенно важно, с холодной головой. В нештатной ситуации весь персонал эвакуируется, а машинист гидроагрегатов, наоборот, должен быть на месте аварии и хладнокровно выполнять свои обязанности. Важен вопрос стрессоустойчивости.

Когда я общаюсь с новыми молодыми сотрудниками, которые проходят обучение по моей специальности, то сразу же обращаю внимание на то, как человек себя ведет: совершил, допустим, даже малейшую ошибку и умолчал, а другой сразу же выразит обеспокоенность, лишний раз переспросит. И это вовсе не перестраховка, ведь последствия могут быть самыми серьезными. Нужно иметь мужество вовремя признавать свои ошибки.

Чтобы грамотно действовать во внештатных ситуациях, на станции регулярно проходят тренировки. Раз в месяц — аварийная тренировка. Она касается рабочей зоны конкретного специалиста и его оборудования. Проигрываются различные сценарии и варианты действий. Сами сценарии при этом многократно описаны и знакомы, но, так как список оборудования большой, то и вариантов тренировок очень много.

Раз в квартал проходит станционная тренировка. Она затрагивает все цеха, также задействованы пожарная и медицинские службы. На таких тренировках отрабатываем разные сценарии действий в случае нештатных ситуаций уже в масштабе всей ГЭС.

Станционная противопожарная тренировка на Красноярской ГЭС

Тонкие чувства

Человек — тонкий и точный инструмент. Часто определить режим работы того или иного оборудования можно даже по вибрации, по цвету и по запаху. Простой пример: если ты чувствуешь легкий запах машинного масла, значит, где-то произошла утечка, масло попадает на теплую поверхность, испаряется, а это может привести к возгоранию.

Бывает, всем телом ощущаешь пульсацию и вибрацию турбины, и уже можно понять ее состояние, а значит, вовремя скорректировать режим работы агрегата, снизить на него нагрузку.

Дело в том, что в автоматику зашит алгоритм, и предельные величины часто завышаются: при уровне вибрации гидроагрегата в 0,6 — 0,8 мм автоматика «видит», что есть отклонение, но игнорирует столь низкий порог и включается лишь при значениях в два раза больше. А специалист уже может считать эти низкие значения по звуку и по своим ощущениям и предпринять корректирующие действия.

Дмитрий Величка на рабочем месте

Дело жизни

Машинистом гидроагрегатов на Красноярской ГЭС я работаю уже 17 лет. За это время всё оборудование стало родным, знаю его как свои пять пальцев, и интерес к работе никогда не пропадает. Если ты досконально разбираешься в том, что делаешь, и у тебя это хорошо получается — это всегда мотивирует. Важно и то, что каждую минуту ты ощущаешь ответственность — не только перед городом и его жителями, которые должны быть уверены в безопасности, но и перед коллегами, за жизнь и здоровье которых ты тоже отвечаешь.

При этом работа каждого сотрудника станции одинаково важна. Любой специалист здесь — от слесаря до главного инженера, уникален в той же степени, что и сама станция. Ведь во всём мире нет двух одинаковых ГЭС, это всегда уникальное инженерное сооружение.

Условия строительства ГЭС привязаны к природным, климатическим и экономическим возможностям условиям. Как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так и нельзя построить две одинаковых ГЭС, даже если по руслу их отделяет всего пара километров.

Беседовал Богдан Богданов специально для Newslab
Фото из архива Красноярской ГЭС

На правах рекламы

Рекомендуем почитать