Что произошло?
29 мая на ТЭЦ-3 города Норильска (район Кайеркан) произошел инцидент: из-за внезапного проседания опор, прослуживших более 30 лет без нареканий, получил повреждения резервуар хранения дизельного топлива, в результате произошла утечка. Проезжавший в это время за пределами хранилища автомобиль загорелся от соприкосновения с проливами дизельного топлива, что вызвало пожар на площади около 300 кв. метров. Пожар был успешно локализован и потушен. Водитель транспорта не пострадал. На энергоснабжение и водоснабжение Норильского промышленного района инцидент не повлиял.
Сколько разлитого дизельного топлива уже удалось убрать?
Цифра постоянно меняется, потому что работы не прекращаются. По состоянию на 4 июня, в районе ТЭЦ-3 вывезено 1450 кубометров загрязненного грунта и откачана 201 тонна дизельного топлива. С поверхности реки Амбарная собрано 137 тонн дизельного топлива и выставлено семь линий боновых заграждений.
Собранное топливо будут как-то утилизировать?
Руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова уточнила, что сейчас все нефтепродукты с берега реки, а также с водной акватории собирают и помещают во временных резервуарах. Принято решение о массовой закупке емкостей резервуаров для хранения.
«В дальнейшем эти емкости должны быть либо вывезены, либо мы дождемся зимнего периода (если это будет возможно и позволят условия хранения), либо перекачают из них в автотранспорт и таким образом вывезут. Вопросы сжигания на месте сейчас не рассматриваются. Мы считаем, это недопустимо для арктической зоны», — рассказала Радионова.
Ожидается получение около 16 тонн емкостей, и дальше они будут рассредоточены по местам вылавливания нефтепродуктов. Затем водяную смесь законсервируют и эвакуируют с площадки.
Кто помогает ликвидировать последствия? Это опытные специалисты?
Разумеется. Еще 1 июня из Мурманска в Норильск прилетел отряд морской спасательной службы. Специалисты занялись ликвидацией разлива нефтепродуктов, которые вылились во время разгерметизации резервуара. Временный полевой лагерь спасателей разместился на берегу реки Амбарки. В отряде 15 специалистов, у каждого из которых огромный опыт, в их послужном списке более 50 операций по очистке от нефтяных загрязнений в разных странах мира.
«Помимо мурманских спасателей, работают силы „Норникеля“. В общей сложности 300 человек задействовано сегодня в вывозке грунта и в работах. Мы узнали, что были направлены силы „Газпромнефть“ в составе 78 человек, которые привезут свое оборудование. Река будет точно также поделена на участки, и они будут своим оборудованием помогать собирать проливы», — добавил Сергей Дяченко.
Кроме того, 4 июня для участия в работах по очистке загрязнений в Норильск прибыла группировка МЧС в количестве 100 человек и 20 тонн груза. Ожидается прибытие специалистов нефтяных компаний для выработки оптимальных решений по утилизации собранных нефтепродуктов.
Причина инцидента уже известна?
Точную причину предстоит выяснить специалистам. Сергей Дяченко, первый вице-президент «Норникеля» уточнил, что сейчас в качестве основной рассматривается версия мгновенной просадки грунта:
«Что нам теперь предстоит сделать? Для того, чтобы понять причину того, почему эти сваи мгновенно осели и дополнительно к этому вызвали повреждения бетонной плиты аварийной емкости — нам нужно будет демонтировать емкость. После этого будет открыть доступ ко всему свайному основанию. После этого мы привлечём геофизиков, инженеров по устойчивости грунтов и в результате комплексного обследования мы поймем, что за характер грунта. В дополнение к этому нам нужно будет найти исполнительную документацию по тому строительству, которое было. Трудно предугадывать, но это надо обязательно проверить. Коротко отвечая на вопрос — будет полная экспертиза того, что произошло».
Ранее директор НИИ Института проблем экологии Ольга Плямина сообщила, что причина может быть в изменении климата арктической зоны: «Действительно, мы находимся на этапе, когда идет потепление. В Норильске все стоит на замерзших грунтах, и, если посмотреть статистику последних лет, температура была выше нормы. Было очень теплое лето, и то, что этот процесс неизбежен (таяние грунтов). Здесь действительно стоит вопрос „расщепления“ почвы и грунтов».
Успело ли топливо добраться до моря?
Эту версию не рассматривают. Вот что говорит по этому поводу Светлана Радионова:
«Ущерб Карскому морю мы сейчас не рассматриваем. Достаточно длительная и большая протяженность водных объектов. Сейчас используются боновые заграждения морского типа, мы считаем, что они максимально надежны для того, чтобы сдержать последующее проникновение».
Уже ясно, как не допустить повторения подобного инцидента?
Привлеченные специалисты делают для этого все возможное. Уже начата дислокация дизельного топлива из этой емкости на территорию ТЭЦ-1. Эта емкость будет полностью опустошена и после этого начнется такое же обследование прилегающей территории.
«Как мне кажется, совместными усилиями самой компании и представителей других хозяйствующих субъектов с других территорий страны найден достаточно простой, но эффективный способ ликвидации последствий разлива нефтепродуктов именно на самой реке. Остается еще два важных, на мой взгляд, принципиальных вопроса — это комплекс мер о недопущении такого рода ситуаций в будущем, а для этого здесь есть соответствующие контролирующие и проверяющие органы. И, наконец, третий момент — реальная оценка ущерба и предложение конкретного плана по его восстановлению. Я считаю, что вся эта работа в принципе может быть завершена в достаточно короткий срок. И хочу выразить надежду, что точно также эффективно, как сегодня, мы будем работать в ближайшем будущем», — подвел итоги губернатор края Александр Усс.
Говорить о полной ликвидации последствий ЧП пока рано, однако очевидно, что на всех уровнях принимаются управленческие решения, которые помогут справиться с возникшими проблемами в кратчайшие сроки. Newslab продолжает следить за развитием ситуации.
Интернет-газета Newslab
Предыстория: «НТЭК» ликвидирует последствия инцидента на топливном резервуаре ТЭЦ-3 в Норильске