Так как коронакризис прежде всего повлиял на самые базовые потребности людей, для анализа его воздействия Билайн обратитился к классической пирамиде потребностей А. Маслоу, выделив некоторые операторские и ОТТ-сервисы (которыми можно пользоваться без привязки к конкретному оператору), которые можно разместить на каждой из ступеней пирамиды.
Голод, сон, половое влечение
+78,35 % потребление операторских сервисов на уровне физиологических потребностей
Онлайн-сервисы доставки еды +35,5 %
На самоизоляции стали чаще пользоваться сервисами заказа быстрой доставки еды из ресторанов и кафе. По данным Билайн. Аналитика, количество пользователей таких сервисов, как «Яндекс.Еда» (6+) и Delivery Club (6+), по сравнению с предыдущими месяцами выросло на 35,5 %. Самые популярные дни заказа стали:
- пятница — 16,2 %
- суббота — 15,2 %
- понедельник — 14,4 %
«Гиги за шаги» +200 %
Если раньше участникам популярной акции Билайна «Гиги за шаги» для дополнительного интернет-трафика необходимо было пройти за день 10 000 шагов, то дома это стало практически невозможно (разве что на беговой дорожке). Чтобы поддержать клиентов на ЗОЖ в самоизоляции, Билайн стал начислять привычный бонусный интернет всего за 1000 шагов в день. Так снова появилась дополнительная мотивация ходить. За два месяца Билайн начислил в 3 раза (на 200 %) больше дополнительного трафика, чем до пандемии. Города-рекордсмены по активным участникам: Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Ставрополь и Казань.
Просмотр сайтов для взрослых +57,9 %
На самоизоляции количество посещений сайтов 18+ выросло по сравнению с предыдущими периодами на 57,9 %. Мужчины при этом заходят на такие ресурсы в 7 раз активнее женщин. Активнее всего интересуются пользователи в возрасте 30-40 лет. Традиционно более 97 % посещений таких сайтов приходится на ночное время (с 23:00 до 6:00).
«Гиги за сон» +20 %
Самоизоляция в самом начале способствовала улучшению сна у россиян. Так, больше половины участников акции «Гиги за сон» стали спать в среднем на один час больше; по 9-10 часов в сутки (не нужно рано вставать) — то есть в среднем на 20 % больше. Привыкнув же к новому режиму, они стали спать как на долгих праздниках — позже ложиться и позже вставать. При этом 8 часов в сутки стали спать меньше 45 % участников.
Маршруты, аптеки, глушь, безопасность
+43,2 % потребление операторских сервисов на уровне потребностей в безопасности
Трафик навигаторов +120 %
Пользователи мобильного интернета, которым во что бы то ни стало нужно было покинуть дом, старались тщательнее спланировать маршрут с помощью навигаторов (например, 2ГИС и «Яндекс.Карты»): дата-трафик на одного пользователя в этой категории вырос по сравнению с докризисным уровнем в 2,2 раза (120 %), однако число пользователей сервисов при этом существенно снизилось.
Посещения сайтов аптек +21,8 %
Из дома пользователи активно интересовались, как защитить свое здоровье. По данным Билайн. Аналитика, количество посещений сайтов аптек в период самоизоляции увеличилось по сравнению с обычным уровнем на 21,8 %. Любопытно, что обычно женщины заходят на сайты аптек в 2,6 раза чаще мужчин. С началом же самоизоляции интерес мужчин к таким ресурсам вырос сильнее, чем у женщин (+33,3 % против +15,7 %). Также сайты аптек стали чаще посещать пользователи 18 лет и младше (+41,3%). Покупки в категории «Аптеки» показали рост на 12,3 %. Покупали чаще всего пользователи до 25 лет (+22,2 %).
21,8 % абонентов переехало из Москвы и 11,8 % из Cанкт-Петербурга
В апреле из Москвы в соседние регионы уехало 20 % клиентов Билайн. Из них более 50 % выбрали Московскую область. Следующими регионами по популярности стали Калужская, Владимирская и Тверская области.
В апреле из Санкт-Петербурга в соседние регионы уехало более 11 % клиентов Билайн. Из них более 40% обосновались в Ленинградской области. В топе также оказались Новгородская область, Москва и Московская область, Псковская область.
Безопасность — превыше всего
Для удобства клиентов Билайн открыл на своем сайте специальный раздел, где объединил полезные советы и лайфхаки по организации удаленной работы, льготные условия на востребованные продукты и решения, предназначенные для ежедневного использования. За два месяца страницу посетили более 56,3 тыс. человек. При этом самыми активными (порядка 31 %) читателями стали жители Москвы, далее Краснодара и Санкт-Петербурга.
За два месяца самоизоляции порядка 86 000 клиентов Билайн позвонили на бесплатные короткие номера горячих линий по теме борьбы с коронавирусом, адаптированные Билайн для упрощения набора. В общей сложности клиенты совершили более 152,5 тысяч звонков. В их числе — номера горячих линий: «Здоровая Россия» Министерства здравоохранения РФ, горячая линия города Москва, горячая линия Роструда по вопросам трудового законодательства, и общая круглосуточная горячая линия департамента здравоохранения г. Москва по вопросам диагностики и профилактики коронавируса.
Звонки, переписка и любовь к братьям меньшим
+38,3% потребление операторских сервисов на уровне потребностей в принадлежности
Голосовой трафик +10,7 %
На самоизоляции россияне стали больше уделять внимание родным и близким, замещая тем самым нехватку «живого» общения. Рост голосового трафика на одного абонента составил 10,7 %, а общее количество часов, проведенных за разговорами, превысило отметку 10,2 млн в сутки.
Пик голосовых звонков был зафиксирован Билайн 2 апреля 2020 года, его продолжительность составила 11,88 млн часов. Более 1 млн звонков россияне совершили в период выступления президента, где было объявлено о продлении «нерабочей» недели до конца апреля.
Трафик в мессенджерах, видеоконференциях +50 %
На самоизоляции россияне стали активнее пользоваться мессенджерами — средний трафик на мобильного абонента в этой категории вырос в 1,5 раза (50 %). Наибольший рост по сравнению с обычным уровнем у сервисов видеосвязи: средний трафик пользователя Skype увеличился в 3,2 раза, а трафик Facetime — в 2,9 раз. При этом трафик самых популярных у россиян мессенджеров — WhatsApp и Viber — увеличился на 42 % и 52 % соответственно.
+54,2 % хозяев домашних животных
На самоизоляции многие россияне решили завести домашнего питомца: тех, у кого есть кошка или собака, стало больше на 54,2 %. И если интерес к кошкам был не слишком высок (+5,4 % «кошатников» на самоизоляции), то количество «собачников» за это время выросло более чем в 2 раза.
Активнее всего на самоизоляции заводили собак мужчины (во всех возрастных категориях количество таких владельцев выросло в 2, а то и в 3 раза). У многих женщин собаки были и до самоизоляции, поскольку количество владельцев собак женского пола традиционно примерно вдвое больше, чем мужского.
Число же женщин с собаками во время самоизоляции увеличилось на 80,5 %, более чем двукратный рост был зафиксирован в возрастных категориях 18-25 лет и старше 60 лет. Кошек же на самоизоляции активнее всего заводили жители России до 25 лет (количество «кошатников» этой возрастной категории увеличилось по сравнению с обычным уровнем на 34,8 %).
Соцсети, знакомства и удалёнка
+77,6 % потребление операторских сервисов на уровне потребностей в признании
Потребление соцсетей +12,6 %
На самоизоляции россияне стали больше пользоваться соцсетями — по сравнению с обычными днями дата-трафик на одного пользователя соцсетей вырос на 12,6 %. При этом в лидерах по росту трафика на одного пользователя (по сравнению с обычным уровнем) оказались:
- Facebook +31,9 %.
- «Одноклассники» +18,3 %.
- Instagram +13,1 %.
- «ВКонтакте» +6,7%.
- Twitter + 5,2%.
Количество заходов на сайты знакомств +20,1 %
По данным Билайн. Аналитика, на самоизоляции такие сайты стали посещать на 20,1 % больше пользователей. В топ-3 ресурсов по количеству посещений вошли Tinder (+30 %), Badoo (+14,2 %) и Fotostrana (+14,6 %). Лидером же по росту интереса со стороны россиян на самоизоляции оказался сайт «знакомств для серьезных отношений» Teamo (+93,7 %).
Больше всего вырос интерес к сайтам знакомств у пользователей старше 60 лет (+45,8 %), а также у пользователей 18 лет (+35,8 %). Мужчины на самоизоляции заходили на сайты знакомств в 1,5 раза чаще женщин. Самые активные пользователи в возрасте 25-35 лет (37,4 % запросов).
Как и в случае с сайтами тематики 18+, чаще всего такие сайты посещают с 23:00 до 6:00 (около 94 %). Что касается дней недели — понедельник остался главным днем для знакомств на самоизоляции, однако, чем ближе к выходным — тем меньше желания познакомиться в сети (возможно, познакомившись заранее, на природу едут уже с новым знакомым/знакомой).
Продажи продукта Билайн Бизнес BeeFree +200 %
Из-за введенных по всей стране мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции Билайн отметил существенный рост спроса на продукты в составе комплексного решения Билайн Бизнес BeeFree для организации удаленной работы. Так, продажи решений по организации удалёнки для корпоративных клиентов за март и апрель 2020 года увеличились почти в 3 раза (+200 %) по сравнению с показателями предыдущих двух месяцев.
Образование, искусство, игры
+32,2 % потребление операторских и OTT-сервисов на уровне познавательных потребностей
+40 % установок «Музыка Билайн»
Количество установок приложения «Музыка Билайн» в период самоизоляции выросло более чем на 40 % по сравнению с обычным уровнем. При этом пользователи «Музыка Билайн» стали вдвое больше слушать музыку — суммарное количество прослушанных треков на самоизоляции выросло почти на 80 % по сравнению с аналогичным периодом до введения режима, а если считать в минутах — то более чем в 2 раза.
+30 % установок приложения «Самоучитель английского языка»
Также вырос интерес к приложению «Самоучитель английского языка» — количество установок в период самоизоляции увеличилось более чем на 30%. При этом пользователи стали проводить в приложении на 36 % больше времени и стали заходить в него на треть чаще.
Количество читающих пользователей в сервисе «Билайн.Книги» за время самоизоляции увеличилось на 15 %. Самые популярные книги по итогам апреля в сервисе — роман Нила Геймана и Терри Пратчетта «Благие знамения», «Бегущий за ветром» Халеда Хоссейни и "НИ СЫ. Восточная мудрость, которая гласит: будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперед« Джен Синсеро.
Трафик видеохостингов +31 %,
трафик онлайн-кинотеатров +41 %,
использование игровых приложений +36 %
В нерабочие дни вырос интерес к онлайн-кинотеатрам и видеохостингам — дата-трафик на одного пользователя в этих категориях увеличился на 41 % и 31 % соответственно. Также увеличился интерес к игровым приложениям — рост трафика на одного пользователя составил 36%.
Однако если интерес владельцев Android-смартфонов к играм всегда был стабильно высоким, то обладатели iPhone с наступлением нерабочих дней превратились в настоящих мобильных геймеров. До самоизоляции средний дата-трафик на одного пользователя игровых приложений для владельцев Android был в 2,5 раза больше, чем у владельцев iOS-устройств.
В период действия режима самоизоляции владельцы iPhone выбились в лидеры — средний показатель дата-трафика игровых приложений у них увеличился почти в 5 раз, а количество активных пользователей этих сервисов увеличилось на 36,8 %.
Отдельно отметим настоящий бум прямых трансляций концертов. Более 57 млн просмотров получили организованные «Билайн ТВ» и партнерами онлайн-концерты. Сначала пользователи «Билайн ТВ» в виртуальном формате посетили концерты «Моя Мишель» и Uma2rman. Затем прошла целая серия выступлений популярных артистов в рамках проекта VK Life с «Билайн ТВ»: больше всего просмотров собрало выступление Тимы Белорусских, NILETTO и Cream Soda, выступления VERBEE и ELMAN & ANDRO также вызвали большой интерес.
Красота для себя и для дома
+8,45 % потребление операторских сервисов на уровне эстетических потребностей
Посещений парфюмерно-косметических магазинов —16,4 %
Соблюдая рекомендации оставаться дома, россияне стали меньше интересоваться косметикой: число заходов на сайты популярных в России парфюмерно-косметических сетей сократилось по сравнению с обычным уровнем на 16,4 %. Число заходов на сайт «Лэтуаль» сократилось на 22,1%, на сайт «Рив Гош» — на 17,7 %, на сайт «Иль де ботэ» — на 5,7 %. Однако эта тенденция не коснулась сети «Улыбка радуги», где помимо косметики также продаются товары для дома: число заходов на этот сайт в период самоизоляции выросло на 56,3 %.
Посещений сайтов строительных магазинов +33,3 %
В период самоизоляции интерес россиян к сайтам с товарами для дома увеличился на треть (количество заходов по сравнению с обычным уровнем выросло на 33,3 %. Самым популярным интернет-ресурсом в этой категории оказался «Леруа Мерлен», при этом число заходов на него выросло с началом самоизоляции на 83,5 %.
В топ-3 по популярности в этой категории также вошли сайты ИКЕА и H&M Home — количество посещений этих ресурсов по сравнению с обычным уровнем выросло на 13,2 % и на 19 % соответственно. У мужчин интерес к обустройству дома на самоизоляции вырос больше, чем у женщин (+38,8 % против +26,4 %). При этом в целом женщины примерно в полтора раза чаще мужчин заходят на сайты с товарами для дома как на самоизоляции, так и в обычное время.
Чтение, хобби, ремонт
+29 % потребление операторских и OTT-сервисов на уровне потребностей в самоактуализации
+14 % активных участников «Гиги за мозги»
Количество активных участников акции «Гиги за мозги» во время самоизоляции увеличилось на 14 %, а количество времени, проведенного с книгой, среди участников акции выросло с 30 минут до 1,5 часов в день. Больше всего за 2 месяца россияне интересовались классической литературой, книгами по психологии и саморазвитию, воспитанию детей, кулинарии.
+33 % пользователей с хобби
В среднем треть опрошенных всех возрастов (33 %) подтвердили, что у них появилось дополнительное время для хобби, чем они и воспользовались. При этом чаще всего это отмечали люди в возрасте от 16 до 25 лет — половина опрошенных этого возраста. Вслед за ними идет группа в возрасте 36-45 лет — 41 % опрошенных.
Новым хобби на самоизоляции чаще всего становился спорт, прохождение онлайн-курсов или рукоделие. Не обошлось без затрат на техподдержку — примерно каждый десятый приобрел бытовую технику, помогающую реализовывать свое хобби.
+35 % пользователей, которые начали изменения в доме
35 % опрошенных использовали появившееся время, чтобы внести изменения в обстановку квартиры. Чаще всего радикально — в квартире делали ремонт. Причем если в Москве свое жилье начал ремонтировать каждый десятый опрошенный, то в Новосибирске каждый пятый. В топ-3 изменений в жилье также попали перестановка мебели и увеличение количества уборок. А каждый десятый из опрошенных на самоизоляции наконец-то добрался до обустройства балкона.
+33 % пользователей, которые провели ревизию в гардеробе
Для каждого третьего опрошенного (33 %) самоизоляция помогла найти время для переоценки своего гардероба и внесения назревших изменений. Чаще всего люди избавлялись от лишних вещей — 25 % опрошенных. Не удивительно, что открытие торговых центров ожидало около 60 % опрошенных. 5 % были готовы устроить шопинг в ТЦ, как только они откроются, но основная часть (25 %) планировала пойти туда чуть попозже, когда уменьшится наплыв покупателей.
Полный текст исследования Билайн и прогноз на будущее. А чем вы занимались на самоизоляции и как изменились ваши привычки? Расскажите об этом в комментариях.
Графика: Билайн