Все красноярские любители этники наверняка уже открыли для себя чайную «Юрта» — на пл. Мира, на террасе рядом с музейным центром. Здесь можно не только отведать ароматных экзотических чаев, но и время от времени послушать концерты этнической музыки. Предлагаю вашему вниманию мини-интервью с тувинским музыкантом Радиком Тюлюшем. В минувшие выходные в «Юрте» прошли его концерты с группой «Алаш».
Радик, как родился ваш совместный проект?
Сам я последние три года играю в «Хуун-Хуур-Ту», до этого играл в «Ят-Ха». А с ребятами из «Алаша» мы большие друзья, и они предложили мне выступить с ними. Еще год назад начали создавать такую программу. На днях они вернулись из гастрольного турне по США и Канаде, я их дождался в Туве — и мы сразу же отправились в Красноярск. По счастливой случайности получилось показать ее в «Юрте».
В чем особенность программы?
Наверное, в большем стремлении к world music. От традиционного представления о тувинской музыке будем подниматься на ступеньку выше. Чуть-чуть другой стиль, аранжировки — более ритмичные, битовые, приближенные к современному слушателю, как западному, так и российскому. В основном это народные тувинские песни, но есть и несколько авторских.
Я заметила, вы и гитару используете?
Да, а почему нет? «Хуун-Хуур-Ту» тоже использует гитару, и «Ят-Ха», и многие наши коллективы. И в этот проект мы ее включили, но лишь в некоторых песнях. Хотя все равно чуть-чуть изменяем строй, чтобы он больше подходил к тувинскому ладу.
Кстати, на каких инструментах играете сами?
Я окончил училище искусств в Кызыле по классу игила, но играю почти на всех тувинских инструментах — бызаанчи, дошпулуре и флейтах шор и лимби. Плюс гитара. Осваиваю бас-гитару, ритм-гитару, блок-флейту. Владею несколькими стилями горлового пения.
Тувинские коллективы много гастролируют на Западе. Одно время там всплеск интереса к азиатской музыке из России был модой. Насколько устойчив интерес ваших слушателей?
Поначалу это действительно был всплеск моды. Но сегодня, на мой взгляд, интерес слушателей стал гораздо глубже. И не только к тувинской музыке — к world music в целом. Музыка, которая звучит по радио, надоедает. Весь мир стремится к натуральному. Человечество начало понимать, что все хранится у него в корнях. Как говорится, все новое — хорошо забытое старое, люди просто подзабыли свою музыку. И сегодня начали к ней возвращаться. Считаю, что тувинская музыка тоже повлияла на возрождение этого интереса. Возможно, за счет необычной техники звукоизвлечения в горловом пении, тембра инструментов, мелодики, тувинского лада. Разные люди приходят на концерты. Есть подготовленные слушатели, которые не только хорошо знают world music, но и сами практикуют горловое пение. Некоторых поначалу привлекает экзотика. А потом они уже постоянно приходят на наши концерты.
На каких площадках преимущественно выступаете?
От клубов до стадионов. (Улыбается.) Оперные театры, католические церкви, открытые площадки на фестивалях. А еще «Хуун-Хуур-Ту» часто выступает в школах для детей. «Алаш» идет по такому же пути. Очень много предложений с Запада, но в России в последние годы тоже стал появляться активный спрос. В Екатеринбурге, например, у нас был большой концерт, 800 человек пришло. В Туве, правда, выступаем редко, в основном на местных фестивалях. А в следующем году, если ничего не помешает, собираемся в большой тур по Уралу, Северу и Дальнему Востоку.
В Китае приходилось гастролировать?
Сейчас мы там тоже частые гости. У них появился хороший менеджмент, нас уже не раз приглашали на крупные фестивали. Недавно ездили в Тайпэй, играли там с китайским симфоническим оркестром. Они сделали оркестровку на одну из наших песен, мы спели ее под их инструментальное сопровождение. Получилась очень хорошая композиция, интересный эксперимент. Надеюсь, он получит продолжение — они хотят с нами и дальше работать.
Соло выступаете?
Большая часть времени, процентов 70, уходит на «Хуун-Хуур-Ту». Теперь вот появилась совместная программа с «Алашем». Но у меня есть и сольный проект с одной женщиной из Кембриджа. Она написала научную работу по Туве и выпустила мой диск в своей компании. Однажды я делал месячный тур по Великобритании, где она рассказывала о Туве, а я пел и играл. Она собирается продолжить этот проект, посмотрим, что получится.
А где вы учились горловому пению? Не у Конгар-оола?
Нет, я учился у своего деда, потом у дяди, слушал их. В Туве вообще прежде не было традиции, чтобы кто-то кого-то специально учил горловому пению. Только недавно стали появляться такие школы, педагоги, которые считают, что могут этому учить. Что ж, на то воля ученика, если он хочет выбрать себе учителя. Не скажу, что я это не поддерживаю. Но думаю, что человеку лучше самому постигать, чем у кого-то перенимать, копировать. Потому что каким бы ни был учитель, по большему счету, от самого человека зависит, хочет ли он чему-то научиться. К тому же, если говорить о горловом пении, его традиции в Туве до сих пор сохраняются, передаются от поколения к поколению. Во многих семьях поют. И хотя не каждый мужчина-тувинец может так спеть, но объяснить, что это такое, как извлекать звук, у нас в состоянии любой.
Мужчина, но не женщина?
Почему это всех так занимает? (Улыбается.) Да, сейчас некоторые женщины стали практиковать горловое пение. Но прежде существовало табу, говорилось, что женщина не должна это делать. Потому что тем самым она подавляет святой дух мужчины, и это аукается им в двух мирах.
А правда, что горловое пение женщинам еще и вредно для здоровья?
На этот счет много споров. Но у женщины есть такая жизненная функция — рожать детей. И наши старики говорят, что для женщины вибрации горлового пения очень вредны — и для будущего ребенка, и для ее собственного здоровья, потом это непременно сказывается. Так что, судить никого не хочу, но думаю, такие утверждения возникают не на пустом месте.
И в завершение беседы, Радик: можно ли где-то еще будет услышать вашу программу с «Алашем»?
Мы собираемся записать ее. А летом, если получится совместить наш концертный график, собираемся выступить с этим проектом на «Саянском кольце» в Шушенском.
Кстати, можно посмотреть группы «Алаш»
Елена Коновалова, фото Жанны Ершовой