Наверняка многие читатели слышали новость про автомобильные аптечки: отныне из их состава исключаются все лекарственные препараты, а вот бинтов будет в два раза больше. Решение такое, по словам директора Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Ольги Кривонос, связано с нецелесообразностью применения при ДТП медикаментов, которые раньше обязан был возить с собой каждый автомобилист.
Во-первых, потому что при травмах и кровотечениях — основных причинах смерти при автокатострофах — сердечно-сосудистые, антибактериальные и «желудочные» препараты не пригождаются. Во-вторых, большая часть водителей не знает, как правильно их использовать (ведь прежде чем предложить пострадавшему выпить таблетку, нужно быть уверенным в причинах его состояния, а такую ответственность на себя может взять только врач). И, наконец, в-третьих, условия хранения лекарств в аптечках оставляет желать лучшего: за полтора года официального срока годности автомобильной аптечки, таблетки и настойки неоднократно оказываются перемороженными/перегретыми (вспомните минувшую зиму и представьте, что пришлось пережить пузырькам с зеленкой и нашатырным спиртом). Так что даже в случае, когда возникает необходимость применения этих лекарств по назначению, существует риск навредить пострадавшему испорченным препаратом.
Я решила сравнить составы автоаптечек до и после. Итак, с 1 июля в новых упаковках нет анальгина, аспирина, сульфацила натрия, охлаждающего пакета-контейнера (интересно, его-то за что исключили?), раствора йода или зеленки, нитроглицерина, валидола, аммиака, активированного угля и корвалола. Зато есть много разнообразных бинтов с лейкопластырями и листочек с инструкцией по использованию аптечки. Кроме того, российские чиновники решили, что стоит сделать акцент на обучении водителей качественному оказанию первой медицинской помощи. Так что теперь время на обучение водителей азам травматологии и реанимации увеличится с 24 до 74 часов (что, надо полагать, отразится не только на времени, но и на стоимости автокурсов).
В Европе состав медицинских аптечек уже давно такой, какой с начала текущего месяца будет у нас. В критической ситуации, не связанной с аварией (например, при внезапно развившейся аллергической реакции, сердечном приступе или остром отравлении), водителю проще доехать до ближайшего медицинского учреждения, чем разбираться самому с ворохом препаратов «от-всего-на-свете». Однако в аспекте расстояний и доступности сотовой связи и медицинской помощи России до Европы далековато. Тут волей-неволей призадумаешься, так ли безопасно оставлять водителя без лекарств... Чиновники парируют: каждый автовладелец имеет право положить в свою аптечку дополнительно все, что угодно — в зависимости от своей предрасположенности к тем или иным заболеваниям и уровня ответственности за здоровье пассажиров. С этим трудно не согласиться: можно вообразить, какой поднялся бы шум, если бы «наверху» вместо усеченного состава автоаптечки утвердили бы состав расширенный, включив туда все возможные препараты, которые могут пригодиться в дальнем путешествии. А так — и аптечка подешевела, и срок хранения ее увеличился аж до 4,5 лет.
Как ни крути, достоинства у нового закона все же есть. А вот недостатки, скорее всего, возможно будет оценить только после окончания 2011 года, когда сменить аптечки будут обязаны все автомобилисты. Да и то — сможет ли помочь в оценке этого вопроса общая статистика смертности в результате ДТП? Вопрос сложный.
Ольга Дарсавелидзе