Фрибург
Нахожусь я в данный момент в Швейцарии на том самом семинаре, который был сорван стараниями исландского вулкана со звучным названием Эйяфьядлайёкудль. Семинар проходит в небольшом швейцарском городке Фрибург. По размеру Фрибург равен Дивногорску — 35 тысяч жителей. К этой цифре можно еще прибавить 10 000 студентов местного университета, что немного скрашивает картину и делает город более оживленным.
Впрочем, город может похвастаться не только студентами. Основанный в 1157 году Фрибург своей центральной частью сражает наповал. Программа семинара настолько плотная, что в город в светлое время суток выбраться было нереально, поэтому фотографий почти не будет. Но даже ночью старый центр выглядит потрясающе. Практически отвесные стометровые обрывы в центре города; дома 500-летней давности, в которых до сих пор живут люди; узкие, извилистые, крутые улочки и лестницы, неожиданно ныряющие то верх, то вниз; крыши из черепицы с «игрушечными» трубами, неотличимые от сказочных домиков фей; мосты через реку, сложенные несколько сотен лет назад из крупных валунов, по которым до сих пор и ходят, и ездят...
Секс и паразиты
Ну да ладно, душу травить красивостями большого ума не надо. Что мы тут делаем-то? Если совсем коротко, то обсуждаем экологические и эволюционные закономерности жизни ракообразных и то, как во всех этих исследованиях использовать генетические методы.
Если еще короче — то основные темы, о которых идет речь, это секс и паразиты. Почему? Для биологических исследований ракообразные хороши, например, тем, что сегодня у них секс есть, а завтра его нет. Или вдруг секс вроде бы и должен быть, а самцы не рождаются. И получается такое разнообразие жизненных стратегий и ситуаций, которые позволяют исследовать вполне фундаментальные вопросы, связанные с закономерностями видообразования, эволюции и возникновения полового размножения.
Паразиты же, вообще, тема более чем актуальная. Исходя из общих соображений, стоит отметить, что постоянная «война адаптаций» в паре паразит-хозяин (хозяин стремится стать устойчивым к инфекции, паразит же в свою очередь каждый раз ищет новые пути использования организма хозяина-жертвы в своих целях) могла быть одной из причин возникновения полового размножения. Да и с практической точки зрения массовые инфекции, поражающие ракообразных, в конечном итоге могут привести к серьезным последствиям в жизни водных экосистем.
За обсуждением таких животрепещущих тематик мы и провели два полных дня. Сегодня переехали в Цюрих, в Швейцарский федеральный институт исследования водных проблем. Но это уже другая история.
Егор Задереев