В Красноярском музейном центре все еще работает замечательная выставка Стива Шапиро «Проживая Америку». Я, пожалуй, пойду туда еще раз. А пока — предлагаю вам свою рецензию.
Фотовыставка, приветствующая зрителей говорящими кадрами с американским флагом, открывается «звездным» фотоальбомом Шапиро — отдельными блоками портретов Мохаммеда Али, Барбары Стрейзанд, Энди Уорхола. Возможно, в этом снова есть тактика кураторов: привлечь зрителя знакомыми «звездными» образами, помочь только начинающим привыкать к профессиональным фотовыставкам сибирякам «влиться» в очередную экспозицию. Как было, к примеру, в случае с фотовыставками Грега Гормана или «Иконами 60-80-х» и «Иконами 90-х». Ведь мы все любим беспорядочно кликать картинки с актерами, певцами, футболистами в Интернете. Но в этот раз тактика играет на руку самому фотографу, потому что «звездные» портреты Шапиро выглядят очень по-домашнему и непринужденно. Молодой, улыбающийся Мохаммед Али рядом с мамой дома или на снимке с братом выглядит совсем не по-боксерски, а как увлеченный мальчишка, которому дали в руки упругие перчатки. Барбару Стрейзанд Шапиро запечатлел и в студии и на репетициях, а на одном из фото она со спутником корчат фотографу рожи, как старому другу. Уорхол везде в стиле Уорхола. У Шапиро удивительным образом получается проживать не только Америку, но и знаменитостей, становясь не безучастным «человеком с фотоаппаратом», а участником их жизни, которого невольно ощущаешь по ту сторону фотографии.
Удивительно и то, что при всей атмосфере политичности 60-70-х в США, даже снимки политиков, демонстраций, маршей у Шапиро получаются человечными. Наверное, оттого, что он лично переживал ключевые события американской истории, а не просто щелкал дежурные репортажи для «Life». Например, Стив Шапиро очень ценил Роберта Кеннеди как политика и снимал его предвыборные поездки по городам, показывая его как «хождение в народ». Кадр из этой серии — «Этель Кеннеди держит руку Роберта Кеннеди на самолете избирательной компании» 1966 года — одновременно и про политику и про семью, про их роковую, но в чем-то счастливую неразрывность. По сути, об этом и вся выставка Стива Шапиро, для которого семьей была его огромная страна — Америка.
Отсюда фотопанорама 60-70-х в США, времени, которое осталось для нас в книгах и кинофильмах, обретает новое, сильное и актуальное звучание. Стиву Шапиро удалось уловить непередаваемую энергию бунтарской, творческой жизни того времени, которая, рождаясь на маршах, митингах, на Пятой авеню незримо перетекала в бары, галереи, на съемочные площадки или в обычные квартиры. Для фотографа все, что творилось тогда, становится единым историческим потоком, рекой, которая несла куда-то всех без разбора. Вряд ли Шапиро думал об этом так, когда ходил по Нью-Йорку с камерой, но его мастерство и заключалось в том, что он фотографически почувствовал свою страну так, что для нас выставка «Проживая Америку» сегодня становится цельным образом, пунктиром культовой эпохи.
Поэтому в пространстве выставки, поделенной на условные тематические блоки, большинство снимков рифмуется. Молодежь, сцепившаяся за руки у автобуса «Рейд Свободы» в 1964-м, и играющая дома на гитаре Дженис Джоплин; целующиеся в купальниках пары на пляже Кони-Айленда, митинг феминисток и портрет окровавленного парня во время студенческих беспорядков в Колумбийском университете в 1968 году. Прищуривший глаз Самюэль Беккет рассматривает пленку и монахини, участвующие в марше в Селме, 1965 год...
Да, Шапиро запечатлевает сюжеты разной степени драматизма, но «Проживая Америку» в целом смотрится оптимистично. Наверное, потому, что почти в каждом кадре много хиповской молодости и надежды 60-х, каждый снимок — о пресловутой американской свободе, личной, творческой или гражданской — не важно. А, возможно, оттого, что Шапиро просто любил свою страну. И Мартина Лютера Кинга, и Рея Чарльза, и продавщицу в супермаркете на Пятой авеню. Для него, кажется, проживать Америку значило быть частью большой семьи.
Анна Груздева