На днях местные СМИ были приглашены в гости в Художественный музей имени Василия Сурикова, с экскурсиями в реставрационные, хранилища, с рассказами о прошлом и будущем. Вообще музей Сурикова — такой оплот традиционного, в хорошем смысле, искусства. Кажется, будто он возник примерно тогда же, когда основали город — тем не менее, ему только 55 лет. За это время в фондах музея накопилось 14 883 работы. Все они содержатся в специальных помещениях, куда посторонним запрещено заходить — из-за особого режима хранения. Так, например, куратор выставки показывает зеленый прибор, которым измеряется влажность и температура воздуха в зале музея. Живопись хранится на стеллажах и выдвижных сетках. Графика в листах — в металлических шкафах, чем-то с виду напоминающих обычные домашние комоды. Места катастрофически не хватает, поэтому в зале хранения скульптуры в прямом смысле столпотворение — бюсты стоят нос к носу.
«Выставка новых поступлений», на Мира, 12 — восемьдесят произведений, приобретенных музеем за последние двадцать лет. В первом зале, на входе, яркие картины, знакомые фамилии — Валерьян Сергин, например, или жанровая работа Бориса Ряузова. Дальше два камерных зала с графикой, в том числе цветной, удивительные пастели с изображением Петербурга. Последний зал — живопись: «мажорные» разные картины — архаичный бык на одной стене, портреты известных людей на другой.
Следующая выставка — «Музей вчера, сегодня, завтра», на «Красноярском рабочем», 68. По всем залам блестками на полу рассыпаны даты для ориентира — это дает возможность прожить по порядку музейные события. «Сегодня» — это зал графики, где представлены работы красноярских, московских и питерских художников, в том числе серия Станислава Никиреева «Путешествие по Италии». Это дополняется интересными вазами, тарелками и композициями (филиал на правом берегу ответственен как раз за декоративно-прикладное искусство, 2500 наименований основного фонда). Здесь же — странная композиция с афиши выставки, «Гренада» (автор — стекольщик Юрий Мунтян). Делается это так: основа выдувается, а остальное горячими щипцами вытягивается и создается фантазийная форма.
Кроме этого, «сегодня» — необычные картины Элия Белютина, это как раз человек, организовавший в 1962 году знаменитую выставку в Манеже, которая не понравилась своей повышенной авангардностью Хрущеву. Переход к «завтра» — книга для отзывов, готова принять нелепые записи восторгов и непонимания; угол оформлен интересными пожеланиями из прошлого: «Посмотрел картину.... полюбил Родину... еще больше!».
В последнем зале представлен проект будущего здания музея (на проспекте Мира, 49), которое бы позволило вместить все то, что сейчас не вмещается. Будет организован специальный зал для демонстрации одной картины; цокольный этаж с современными технологиями (для актуальных выставок) и т.д.
Не все знают о существовании этого филиала музея на правом берегу; и тем более не все знают, что именно оттуда началась коллекция — первые картины поступили в фонд в 1957 году, когда музей еще назывался «Красноярская краевая художественная галерея» (автобусная остановка, рядом с которой располагается музей, все еще называется именно так). Сюда были переданы из Краеведческого музея, например, коллекция картин Сурикова (сейчас — на третьей выставке, об этом ниже), картина Василия Кандинского (сейчас в Италии), картина Казимира Малевича «Дама играет на рояле» — как раз в первом зале. Еще коллекция миниатюрного портрета начала 19 века, которую собрал Геннадий Юдин, тоже там, под стеклом.
Третья выставка — обновленная экспозиция «Русское классическое искусство». Кроме того, что было в предыдущей выставке (остался целый зал с картинами Сурикова), есть представленное впервые. Это икона «Огненное восхождение пророка Ильи» (отреставрированная), это картина Ильи Репина, это целый зал, который посвящен работам передвижников (от крошечных «карманных» до огромных, во всю стену), это неизменные, но всегда такие разные морские волны с картин Айвазовского.
Кроме этого журналистам показали реставрационный зал, существующий в музее с 1992 года. Там работают два реставратора, о работе рассказывал Дмитрий Ильин, вкратце и так понятно, и особенно хорошо, когда слушаешь, одновременно глядя на разложенные инструменты. Восстановление утраченных частей, приведение в нормальное состояние — это основное занятие реставратора, в частности — убрать прорывы холста, укрепить грунт, красочный слой, удалить загрязнение или потемневший лак, воссоздать первоначальный целостный вид произведения.
Происходит все это на уникальном гранитном столе, самом большом за Уралом, который был приобретен музеем для реставрации картины Сурикова «Милосердный самаритянин» (которая, кстати, висит где-то в залах над мастерской).
У музея есть еще внутренний дворик, где хранятся некоторые скульптуры, на которые, если не изнутри, вы можете посмотреть со стороны улицы Парижской коммуны.
В рамках юбилея накануне открылась выставка новых поступлений (пр. Мира, 12). Кроме этого запланировано множество мероприятий на 22-24 мая — на целые дни. Доступность их для обычного зрителя можно уточнить по телефонам музея.