Главная
>
Статьи
>
Белые ночи

Белые ночи

03.07.2013
5

В северных широтах России сейчас можно любоваться белыми ночами — явлением, когда вечерняя заря почти сразу сменяется утренней зарей. Фотограф Клодин Дори сняла поэтичную и нежную историю про это странное время, когда не бывает темноты.

Француженка Клодин Дори, работающая с известным фотоагентством VU, не раз приезжала в Россию и ближнее зарубежье с камерой. Известность ей принесла работа, посвященная лагерю «Артек» на Украине, доехала Клодин и до сурового региона — Сибири, где сняла черно-белую серию «Народы Сибири». А ее работа «Белые ночи» — это нежная история-ощущение о самых бессонных ночах в нашей стране.

Фото Клодин Дори

Клодин Дори очень поэтично рассказывает о своей серии:

«Моя ночь была лучше дня!» — так начал свой роман Достоевский.

Это не просто ночь. Это самая короткая ночь в году, конец июня, летнее солнцестояние. А так близко к Полярному кругу, в Санкт-Петербурге, эта ночь напоминает бесконечный день. Народы севера всегда праздновали возвращение света после долгих месяцев полной тьмы. Так, в русских деревнях отмечают Ивана Купалу — языческий праздник, восходящий к культу Купалы, бога любви и плодородия. Это смесь народных верований и религиозных обрядов, праздник огней, солнца и плодородия.В Санкт-Петербурге другие ритуалы. Девичники, выпускные, прогулки по Невскому проспекту.Но и там, и там царит одинаковое волнение. Белые ночи — своей краткостью и своей хрупкостью — подобны человеческой жизни. Поденки живут всего одну ночь. Но ночь еще не закончилась — и этим все сказано.

«Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» — этими словами Достоевский закончил свой роман «Белые ночи».

Фото Клодин Дори

«Белые ночи» Клодн Дори — это попытка фотографа рассмотреть это явление широко, переплетая культурную мифологию светлых ночей и их социальную подноготную. Поэтому в серии Дори стоят рядом сказочные снимки о деревенских народных традициях в день Ивана Купалы и кадры из городской жизни. Вот тебе с фотографии в лицо летит тополиный пух, а вот ты уже оказываешься в питерском кафе. Но, находясь в разных географических координатах, Клодин Дори все-таки стремится найти то общее, что объединяет людей во время этих странных белых ночей — гранью между светом и тьмой, сном и пробуждением. Игра со светом, будь это солнечные пятна, выбивающиеся из-под тени деревьев, или теплый желтый луч вечерней лампы становится тем композиционным ходом, который делает серию очень динамичной и живой, как будто мы сами наблюдаем световые метаморфозы белых ночей.

Перевод аннотации к серии — Евгения Шрага

Анна Груздева

Рекомендуем почитать