Прошло два года с того дня, когда Андерс Брейвик устроил бойню в детском лагере Утёйа в Норвегии. Но серия Андреа Йестванг «Однажды в истории» не теряет своей глубины. Может потому, что мир так и остался жесток, а может, и оттого, что хорошей фотографии не позволено кануть в небытие.
День 22 июля 2011 года запечатлелся в коллективной и частной памяти Норвегии навсегда. В тот день в Осло заложенная в автомобиле бомба убила 8 человек. А несколько часов спустя Андерсом Брейвиком были убиты 69 молодых людей на острове Утёйа в летнем лагере, который был организован молодежным подразделением правящей норвежской лейбористской партии. Приблизительно 500 человек пережили бойню, многие были тяжело ранены. Больше половины оставшихся в живых оказались подростками младше 18 лет. Сегодня эти дети вернулись к своей повседневной жизни. Они идут в школу, они болтают с друзьями, и они влюбляются. Каждую ночь эти молодые люди ложатся спать, а наутро смотрят на себя в зеркало. Но что-то безвозвратно изменилось. Выжившие подростки навсегда останутся жить со шрамами, видимыми и неосязаемыми, которые никогда не исчезнут до конца.
Эйрин Кристин Кьер, 20 лет, Лаксватн
«К осени мои раны зажили, а вот с головой стало твориться неладное. Я чувствовала внутри пустоту и усталость. В первый раз я заплакала в декабре. Мне становилось страшно, если начинал звонить телефон, если я видела полицейских... Потом мне начали сниться те, кто погиб на острове. В этих снах мы делали самые обычные вещи — гуляли и все такое. Я просыпаюсь после таких снов — и я счастлива».
Андреа Йестванг получила за свою серию множество наград, среди них — Photographer of the Year Sony, World Photography Awards и Norwegian Picture of the Year Award. И, кажется, такие награды продиктованы не только актуальностью темы, но и притягивающей выразительностью фотографий. Андреа начала снимать портреты подростков через шесть месяцев после бойни в Утёйе, и работала в течение года.
«Мне хотелось дать им время, чтобы вернуться к почти нормальной жизни, — делится в одном из интервью Йестванг. Я подолгу разговаривала с ними, относилась к моим героям очень уважительно. Мне было важно узнать: как эти молодые люди чувствуют себя? Кто они? Можно ли их сфотографировать? Как фотографу мне пришлось взять себя в руки и не пытаться дотошно компоновать снимки, использовать красивости, эффекты камеры...»
Действительно, ценно, что Андреа Йестванг не пытается в своей серии нарочито играть с чем-то внешним, например, шрамами, а больше обращается к психологии портрета — шрамам внутренним. Ее фотографии — это тонкое переплетение трагического отголоска истории, грусти, надежды и человеческого достоинства. «Однажды в истории» при всей своей внешней простоте, становится серией, которая не просто иллюстрирует статью в Википедии «Теракты в Норвегии (2011)», но касается чего-то более важного — душевного переворота человека, жизнь которого в какой-то момент истории делится на «до» и «после».
Илва Швенке, 15 лет, Тромсе
«Каждое утро я думаю о своей жизни — иногда о том, что уже сделала, иногда — о будущем. Если есть какая-то мысль, которая торчит у меня в голове, как заноза, — это мысль, что тот день мог стать для меня последним. Теперь, когда я еду в машине, я думаю: грузовик в соседнем ряду может резко свернуть на нашу полосу, и я погибну раньше, чем пойму, что происходит. А еще я больше не верю незнакомцам. Не боюсь их, просто мне кажется, что что-то может случиться. Но я стараюсь смотреть на все позитивно. Что бы ни случилось в прошлом, это уже случилось».