Главная
>
Статьи
>
Дар Ланга

Дар Ланга

17.01.2014
0

Олег ЛангВ рамках выставки «Повторения и различия», расположенной на четвертом этаже КМЦ еще с октября, теперь ещё показывают и 11 работ художника Олега Ланга (умершего в 2013), чьи картины хранятся во многих музеях страны, в том числе в Третьяковской галерее, в Русском музее и Московском музее современного искусства.

Картины Ланга, московского современного художника, которого принято относить одновременно к продолжателям русского авангарда, экспрессионистам и называть человеком, который выработал свою собственную линию, это, в общем и целом, живописная проволока нескольких фигур и масштабный фон. Все одиннадцать картин, умещающиеся на пятачке белых залов, огромные — так что приходится задирать голову, чтобы рассмотреть верхнюю часть. Это почти пещерная живопись: двухмерная, архаичная, необузданная, состоящая из совершенно неуправляемых мазков.

Ланг идет куда-то вглубь и показывает людей в ситуации, когда они, вроде, не раздевались, но оказались голыми сами по себе. Большие групповые портреты, размазанный фон, слепленное фактурное кладбище из стоящих на головах друг друга живых и трупов — для этого изменяются пропорции, ракурсы сталкиваются в рамках одной картины, все нависает, все расползается. Четко на разных планах выступают фигуры людей (иногда животных), состоящие из одних контуров, с дурацкими носами, вытаращенными глазами; все остальное пространство занимает не сплошной фон, в основном, коричневый, черный и красный. Живописное качество, в которое замешана детская примитивность и очень грязная палитра, переводит в пространство изучения быта и народа, иногда истории, иногда культуры, иногда — никуда, иногда в стихию поведенческих реакций, в силу желания увидеть там дикость и вырвавшиеся на свободу пятна.

В основе картин — не традиционные холсты, а матрасовка, уже содержащая рисунок, к которому прибавляется общий рисунок сюжетных сцен, где лишь наметаны герои и действия, в таких размерах, чтобы было ясно: смотреть либо очень издалека, либо почти касаясь носом. Очень формальные, кашеобразные, сделанные в бешеной манере, малопонятные картины, про которые хочется сказать, что — смотреть обязательно.

Рекомендуем почитать