Главная
>
Статьи
>
Кухонный расизм

Кухонный расизм

27.01.2014
3

Всю прошлую неделю СМИ пестрели заголовками о «невероятно скандальной фотографии» основателя Центра современной культуры «Гараж» Дарьи Жуковой, появившейся в интервью Buro 24\7. Там Жукова сидит на стуле – скульптуре в форме чернокожей женщины, которую сделал норвежец Бьярне Мельгорд в качестве подражания серии работ Аллена Джонса «Мебель» (1969).

На это последовала негативная реакция общественности: «Удалите фото?! Расисты», «Кто допустил публикацию этого!», и еще целый ворох прекрасного в комментариях. Фотографию обрезали, сделав «корректнее» (раньше было видно не только сапоги), Жукова была вынуждена публично извиниться, сказав, что снимок был вырван из контекста. Лучший, на мой взгляд, и исчерпывающий комментарий по этому поводу оставил Петр Фаворов: «На самом деле, расизм – это прежде, чем сесть на женщину, смотреть, какого она цвета». Вслед за ним нас не волнует, какого цвета женщины используются для стульев, давайте просто посмотрим, при чем тут искусство.

Аллен-Джонс, Мебель

В комплект мебели Аллена Джонса входило три предмета: кресло, вешалка и стол, из женских тел и однозначно (буквально) выражающие место женщины в обществе потребления. Мебель сделана в виде женских манекенов в натуральную величину, которые застыли в позе рабов: латексные костюмы, в качестве спинки используются ноги, есть можно на спине – все это должно было вызывать реакцию у зрителей.

Аллен-Джонс, Стул

На первой выставке скульптуры увидел режиссер Стэнли Кубрик, попытался выпросить их (бесплатно) для «Заводного апельсина», а получив отказ, заказал похожие, но другие. Поэтому интерьер бара «Корова» получился таким:

интерьер бара «Корова»

В 1978 году «Мебель» Аллена Джонса  выставили в Лондонском институте современного искусства, феминистки решили, что подобная мебель – злоупотребление женским телом, и попытались забросать выставку дымовыми и химическими бомбами. В 1986 году кресло облили кислотой. В 2012 году на аукционе Sotheby’s серию «Мебель» продали за 4 миллиона долларов.

Сидеть на частях женского тела предлагал и Сальвадор Дали, сделавший из комнаты портрет Мэй Уэст: занавес – волосы, две картины – глаза и диван – губы. Диван был сделан совместно с дизайнером Оскаром Тускетсом Бланком, и в итоге вошел в историю не только искусства, но и повседневности.

Сальвадор Дали, Лицо Мэй

Как вариант еще можно посмотреть на мебель Марио Филиппоне, итальянского краснодеревщика, который делает шкафы в форме женской груди, ящики, выдвигающиеся из женского тела, и многое другое с участием женских форм.

Марио Филиппоне

Рекомендуем почитать