Главная
>
Статьи
>
Ирина Нахова

Ирина Нахова

17.02.2014
1

На 56-й Венецианской биеннале современного искусства (в 2015 году) в российском павильоне будет представлен проект Ирины Наховой. Впервые от нашей страны в этом престижном мероприятии участвует женщина, третий — художник «московского концептуализма» (до этого — Вадим Захаров и Андрей Монастырский). Чтобы понять, какое искусство представит Россию в Венеции, мы выбрали 6 самых интересных, знаменитых и значимых произведений художницы.

«Поклонение волхвов» (холст, масло, 80х100, 1974)

«Поклонение волхвов» (холст, масло, 80х100, 1974)

Нахова известна, в первую очередь, не своими живописными работами, но искусствоведы и критики, исследующие ее творчество, так или иначе обращаются к живописи ­— это первое, с чего Нахова начала, учась в Полиграфическом институте. В других произведениях потом будут прослеживаться: работа с цветом, светом, пространством. Художница говорит, что молодые авторы должны проходить стадию «детского сюрреализма», маленькие человечки с ее первых картин образуют на картине определенный мир, концептуальную схему. Нахову относят то ко второму, то к третьему поколению концептуалистов, кто-то пишет, что она давно покинула «их» ряды, но в восьмидесятые она пыталась предложить некий концепт пространства — обживаемого, изменчивого, или придумать определенный язык (с алфавитом), прочитав который можно это пространство постигнуть. Ее обращение больше к пространству, нежели к объектам, будет заметно и в следующих работах.

«Комнаты» (тотальные инсталляции, 1983-1988)

 «Комнаты» (тотальные инсталляции, 1983-1988)

В 1983 году Нахова создала знаменитую «комнату» — то, что потом Кабаков назовет «тотальной инсталляцией», появилось впервые именно в квартире Наховой. Суть заключалась в переделывании жилой комнаты в произведение искусства. Как художница вспоминает, на фоне брежневского застоя нужно было что-то менять, хотя бы рядом с собой, и комнаты стали логичным продолжением ее живописного творчества, только трехмерным. Количество плоскостей увеличилось, пространство произведения можно было не только созерцать, но и посещать. Уникальным было то, что пространство инсталляции совпадало с местом жительства Наховой, то есть она существовала в произведении, была объектом искусства, его частью.

 «Комнаты» (тотальные инсталляции, 1983-1988)

Зритель, посещающий комнату, тоже был персонажем: изменения замкнутого, по-особенному освещенного пространства зависели от положения зрителя и его тела. По свидетельствам друзей-художников, «Комнаты» производили психоделическое воздействие. Первая комната была целиком выклеена белой бумагой, стыки пола со стенами закруглены, сход тоже завешен бумагой, пустое белое пространство не имело границ и строилось по принципу «чаши». Внутри комната была обклеена вырезанными фигурками из модных западных журналов 70-х, и зритель, «находясь на дне чащи, был еще одной фигуркой, знаком» (из авторского описания). Вторая комната, кроме белой бумаги, содержала черные и серые листы для создания толщины и дыр. В третьей комнате были поставлены предметы обычной комнаты, и их восприятие зависело от света и тени. Всего комнат было пять, одна из них была воссоздана на выставке в Московском музее современного искусства в 2011 году.

«Частичный триумф» (инсталляции, 1989-1990, 1992)

Эта работа состояла из двух частей. Первая инсталляция представляла собой трехмерные гипсовые объекты, внедряющиеся в пространство картины, изображение выдвигалось за пределы холста в помещение. Вторая — поверх изображенного «тотального пространства» наложено изображение Советского Союза, с разлетающимися в стороны республиками. Здесь в фокус художницы попало прошлое, связь с наследием, обращение к истории искусства, изображение руин, погибших цивилизаций (давно и только что, у нее на глазах). Прошлое предстает в виде разрозненных разлетающихся осколков, разрушенных скульптур.

«Частичный триумф» (инсталляции, 1989-1990, 1992)

Про это же инсталляция «Кемпинг», где Нахова рисует на раскладушках мраморные статуи, и проект «Друзья и знакомые» — нарисованные классические фигуры поверх пальто. «Меня интересует история искусств, только она правдива. Совмещая артефакты повседневной жизни с историческими образами, я задаю вопрос: что ложно, а что истинно? Меня всегда интересовали античные руины, и иногда я думала, что, возможно все это такой китч, ведь почему в каждом музее так много этих ваз — потому, что это предметы массовой культуры, а статуи, возможно, с ними то же самое. А смерть все облагораживает, все сразу поднимает на другую, высокую ступень. Это вывод в область возвышенного».

«We are all connected» (гипс, керамика, пластиковые трубки, вино, 1993)

К тому времени перебравшаяся жить в Америку художница создает более сложные в техническом плане работы, одна из которых с заглавной темой связи всего со всем. По прозрачным трубкам, которые проходят через висящие на стенах вскрытые бюсты, находящееся в центре зала, сердце качает «кровь» (вино). Сквозь грудные клетки видно лица, «которым нужна кровь, питавшая их уже мумифицировавшихся предшественников». Очень жесткая и производящая впечатление работа.

«We are all connected» (гипс, керамика, пластиковые трубки, вино, 1993)

«Побудь со мной» (инсталляция, 2002)

В начале нулевых Нахова создает несколько работ, которые принято объединять женской темой. Сюда относится интерактивная инсталляция «Королева», находящаяся в двух состояниях: статуя королевы, обтянутая парашютным шелком, менялась в мужскую форму — при приближении зрителя фигура превращалась в высокую «фаллическую» колонну (и возвращалась в обратное состояние, когда зритель отходил). Похожая инсталляция — «Большой красный»: большой красный предмет, тоже фаллической формы надувался при пересечении зрителями черты и сдувался как воздушный шар при их отдалении.

«Побудь со мной» (инсталляция, 2002)

Самое любопытное в этот период — инсталляция «Побудь со мной», состоящая из нескольких картин и большой скульптуры из розовой ткани в центре, которая символизировала матку. Посетители выставки могли зайти в нее и попасть в ловушку, очень тесную — она буквально сдавливала их в объятиях, в то время как звучал женский голос. Кто-то расценивал это как душащее пространство материнской утробы, которая не хочет отпускать, кто-то как акт рождения, кто-то как западню, а окружающее фигуру как манипуляцию. В любом случае это опять было вхождение в мир искусства, которое буквально заглатывало.

«Без названия» (медиаинсталляция, 2012)

Получившая премию Кандинского, трехчастная инсталляция Наховой снова обращается к прошлому, на этот раз — советскому. На основе личных архивов семьи художница размышляет о человеке и истории. Проект состоял из видеоколлажа про жизнь семьи (бабушки, дедушки, мамы, папы и художницы) и двух больших фотографий: «Руководящий состав» — изображение партийной верхушки, лица людей заменены красными пакетами, и «Фигуристки» — лица закрашены шариковой ручкой. Очень личная история про то, как из истории вымарывают и забывают лица: «Каким образом люди могут быть настолько ослеплены и обездушены, чтобы жить без памяти и без истории».

«Без названия» (медиаинсталляция, 2012)

Олеся Позднякова

Рекомендуем почитать