«Суровые сибирские кинопоказы» покажут в «Пилоте» в четверг два фильма про уличное искусство: выясняем, зачем их смотреть.
«Дети проходных дворов» (Яков Назаров, 26 минут, 2006 год)
О чем: В фокусе группа «Зачем», рисующая собственное название на всех стенах, которые видит; попутно рассказывается о сочувствующих группах, в основном отличающихся только стилями написания собственных имен.
Как снято: Сделано как будто новичком, хотя Назаров даже член Союза кинематографистов России. Герои мало говорят, в основном предлагается смотреть, как они рисуют – надоедает на пятой минуте: замыленная, небольшого разрешения картинка соответствует подпольным и не очень сложным рисункам на стенах.
Почему стоит смотреть: Очень интересный с позиции антропологического наблюдения фильм показывает, что есть не только эстетичное искусство, подчиняющееся идеям, но и вырвавшееся на свободу, даже не поддающееся описанию, зачем все эти «зачем». Главные герои, закрывая лица, в размытых темных углах бубнят свою философию: о том, что все остальное – не искусство, потому что искусство не должно продаваться, ему не нужен зритель, и хотя они сами не знают, зачем все это делают, важен риск и порыв. Если коротко описывать их действия – это что-то вроде «здесь был вася», только оранжево-желтым. Зрелище малоувлекательное, и единственный серьезный вопрос, который остается после просмотра – как все это повторение им самим не надоело. Правда, узнать из первых рук эмоциональный фон людей, пишущих на улицах, – бесценно.
«Девиантное поведение» (группа «Зачем», 76 минут, 2011 год)
О чем: группа «Зачем» рассказывает о себе сама не только словами, но и камерой.
Как снято: Очень качественная картинка, ручная камера (и налобная), слышно голос «оператора», иногда стилизовано под компьютерную игру – камера следует за рисующей рукой, показываются будничные ночные похождения, количество «зачем» увеличивается, члены группы прячутся от полиции, переговариваясь по рациям с оставшимся «на шухере».
Почему стоит смотреть: Группа «Зачем» фиксирует собственные действия, за несколько лет не только распространившись по городу надписями, но и заметно поумнев и домыслив детали. Теперь это не просто краска на кирпичах, а «я тут был, я тут написал свое имя, и попробуй запрети мне, сука» - художники открыто признают свои действия вандализмом, опережая злорадствующих, рассуждают о разрушительности действий вообще и мило беседуют, показывая, какое удовольствие им доставляет делать это вместе. Цель всего – захват пространства, протест, выраженный в слове, «которое все каждый день повторяют» и видят в нем на стенах то, что хотят: полиция – вандализм, политики – оппозицию, кто-то еще – что-то еще. Сами художники заявляют, что будут оппозицией при любой власти, и если захотят рассказать о себе, сделают это сами. Фильмом их действия немного легализуются, и градус паники снижается – хотя все, кто считает, что у искусства должна быть гуманная основа, останутся недовольны.
После просмотра фильмов в «Пилоте» организаторы собираются позвонить в екатеринбургскую галерею уличного искусства «Свитер», занимающуюся собиранием уличного в помещениях. Давно понятно, что стрит-арт – это искусство (идеи, эстетика, художественные образы), в России невероятное количество художников (попробуйте поискать граффити на lookatme), и организация всего этого в рамках стен, с выставками, помогает увидеть, понять и снять стереотипы. Предполагается, что участники встречи посмотрят выставленное там и обсудят с владельцами галереи, зачем соединять казалось бы несоединяемое.
Сеанс: четверг (27.02), «Пилот», 20:00