На прошлой неделе стало известно, что теперь всех пациентов Советского района Красноярска, а также пациентов из Емельяновского района с сердечными приступами будут везти не куда-нибудь в БСМП или в Краевую больницу, а прямиком в модный и суперсовременный Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии.
В чем разница — кроме качества ремонта и условного понятия «дорогое и высокотехнологичное оборудование»? Попробую объяснить.
Что такое инфаркт миокарда? Это нарушение кровоснабжения в отдельном участке сердечной мышцы с последующим некрозом (отмиранием) тканей. Представьте себе эту катастрофу так: на руку человека был наложен тугой жгут. Все это сопровождается болезненными ощущениями и постепенной потерей жизнеспособности конечности. Чем дольше кровь с кислородом не поступает к тканям — тем меньше вероятность, что восстановление кровообращения исправит положение. При отсутствии возможности «развязать жгут» (в случае с инфарктом — освободить сосуды от тромба или спазма) все, что остается врачам — это наблюдать за состоянием больного и следить, чтобы продукты распада тканей не отравили организм (что, наравне с утратой функционирования сердечной мышцы, может запросто привести к смерти).
А можно ли как-то избежать некроза и «развязать жгут» вовремя? Современная медицина (в том числе и красноярская, как бы не кривились скептики) предлагает следующее — вводить в организм пациента специальное вещество-тромболитик, которое, подобно средству для прочистки водопроводных труб, способно растворить тромб в коронарной артерии (этот же способ лечения эффективен при ишемических инсультах и тромбоэмболии легочной артерии). Стоимость такой инъекции весьма высока — десятки и сотни тысяч рублей. Однако сегодня тромболитическими средствами укомплектованы все «неотложные» кардиобригады города, и препарат больным вводится совершенно бесплатно.
Другой нюанс — не всем пациентам можно вводить тромболитики. Во-первых, они эффективны только в первые 12 часов после начала сердечного приступа (а максимальная польза будет лишь в первые 90 минут). С учетом менталитета наших сограждан, предпочитающих терпеть до последнего, часто такая помощь оказывается запоздалой.
Во-вторых, тромболизис имеет свои противопоказания. Он не проводится людям, которые имеют в анамнезе недавние желудочно-кишечные кровотечения, геморрагический инсульт, тяжелую гипертонию и некоторые другие состояния. Кроме того, если человеку в обозримом прошлом уже проводилась тромболитическая терапия, спасительное лекарство тоже не введут — велика вероятность аллергической реакции.
Есть ли альтернатива лекарственному растворению тромба? К счастью, есть, но, к сожалению, предоставить ее могут далеко не все лечебные учреждения города и края. А даже те, у кого есть условия для реканализации окклюзии и стентирования артерий (об этих процедурах — чуть ниже), не всегда готовы проводить их экстренным пациентам.
Итак, если тромб никак нельзя растворить — его стоит убирать механически. Делается это так — в пораженную артерию вводится гибкий катетер, который при помощи специальной баллонной технологии раздавливает бляшку, расширяя просвет сосуда. А затем, в ходе все той же операции, на место, где произошла закупорка, устанавливается маленькая металлическая трубочка, которая в дальнейшем должна предотвратить возникновение инфаркта в этой области. Поясню на всякий случай, что все это происходит при помощи введения катетера в бедренную артерию под контролем рентгена, без широких разрезов и последующего длительного послеоперационного периода
Пока в Красноярске реканализацию и стентирование делают в несколько крупных медицинских учреждениях, но по большей части — в плановом порядке, больным, страдающим от стенокардии. А в экстренном случае такое вмешательство — двойная польза: и восстановление кровотока в сердечной мышце (если пациент своевременно обратится за помощью), и профилактика будущих сердечно-сосудистых катастроф. И именно эти процедуры отныне будет проводить «неотложным» пациентам Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургией, куда прежде попасть можно было лишь по квоте для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Конечно, не хочу призывать всех, кто почувствовал у себя признаки инфаркта (давящая боль за грудиной, отдающая в левую руку и лопатку, чувство нехватки воздуха), ехать на личном авто на Взлетку, и уже оттуда вызывать «скорую». Однако факт остается фактом — жителям Советского и Емельяновского районов весьма и весьма повезло: прогресс в оказании экстренной кардиологической помощи в данном случае начался именно с них.