Большой фестиваль мультфильмов, стратегическим партнером которого является Фонд Михаила Прохорова, уверенно развернулся в стенах Дома кино, впереди еще множество интересных программ (премьеры достижений российской анимации, ретроспективное неизвестное из девяностых, значительный блок израильской и швейцарской анимации и многое другое). Вернемся немного назад и разберемся, что за мультфильм — единственный полнометражный в программе — открывал фестиваль.
Анимация, кажется, перешагнула уровень ремесленного искусства и вырвалась куда-то в близкие живописному пространства. «Пиноккио» Энцо Д’ало — это 4 года работы, 300 художников, кропотливый труд. Главные эскизы сделал художник Лоренцо Маттиоти, в прошлом — один из создателей мультфильма «Страх[и] темноты и не только», сделанного группой художников в жанре комиксов. «Пиноккио» открывал конкурсную программу «Дни авторского кино» Венецианского кинофестиваля в 2012 году.
Мультфильм выглядит как итальянский абсурд, воспроизводящий традиционную историю и, по словам организаторов, делающий это в таком подробном и первозданном виде, что подходит для всех детей. Самое первое и самое странное ощущение от происходящего: главный герой — идиот, и оно не проходит, хотя кто-то все равно будет утверждать, что это сказка про умное полено, которое осуществило свои мечты. Первое, что слышит старик от бревна — смех, а когда бревно превращается в куклу и получает ноги, оно бежит, ломая все на своем пути, по спинам людей, разбивая вещи, комкая белье, уничтожая телеги и так далее. Этот длинный начинающий мультфильм сюжет — своего рода увертюра, проигрывающая все последующие мелодии.
Пиноккио будет бежать, и все эти трогательные вещи — про то, что ему не везет, что он попросту еще маленький и хочет играть, что он обманывается кем-то злым, но хочет все-таки вернуться домой, стираются за бессмысленными телодвижениями, скрадываются марафоном. Герой не останавливается, чтобы подумать, и мультфильм мог бы быть отличным воспитательным механизмом для детей, но вся эта спринтерская бессмыслица слишком ужасающа, мультфильм становится дикой несмешной шуткой про придурковатого, взбесившегося Пиноккио, мультипликатор которого иногда забывает, что от вранья его нос должен расти. Для примера — даже на постере герой бежит.
Мультфильм стоит смотреть уже хотя бы ради истории — пишут, что диалоги повторяют книгу досконально, и ради живописных пейзажей, на фоне которых мелькают ноги, спина и цветная курточка.