В Кузбассе завершился Международный форум «Угольная отрасль: новые реалии». Мероприятие объединило руководителей угледобывающих холдингов, представителей власти, производителей и поставщиков оборудования, ученых.
Генеральный директор АО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) Максим Басов высоко оценил предложение первого вице-премьера российского правительства Андрея Белоусова сформировать консолидированный заказ угольных предприятий на разработку отечественных образцов горнодобывающего оборудования, льготное финансирование которого государство могло бы осуществить через долгосрочные СПИКи. При условии координирующего участия Минэнерго такая работа может быть проведена компаниями достаточно оперативно.
По словам Максима Басова, машиностроительные предприятия уже начали адаптироваться к новым условиям.
«Например, самосвалы БелАЗ, которые мы закупаем, начали оснащать вместо американского двигателя китайским, причем сборку ДВС осуществляет завод КамАЗ, — уточнил Басов. — Пока претензий к самосвалам нет, но, к сожалению, это только малообъемные двигатели. СУЭК же нацелена на повышение средней грузоподъемности грузовиков, что важно и для экономики, и для экологии».
Некоторые вопросы импортозамещения угольные компании стараются решать самостоятельно, осваивая выпуск продукции на своих сервисных и машиностроительных предприятиях. «Нам на базе наших ремонтных заводов и управлений без каких-либо инструментов господдержки удалось наладить выпуск более чем 400 наименований продукции. Некоторые виды высокотехнологичной продукции — взрывозащищенные двигатели, насосы, ленточные конвейеры и фронтальные погрузчики — востребованы далеко за пределами Компании. Но для создания такой высокотехнологичной продукции, как двигатель или очистной комбайн, мощности ремонтных заводов недостаточно, требуется совместная работа нескольких машиностроительных заводов и конструкторских бюро», — рассказал гендиректор СУЭК.
Еще одним направлением, в реализации которого необходима поддержка профильных министерств, считает Максим Басов, является формирование программы льготного кредитования предприятий угольной промышленности на покупку и лизинг горношахтного оборудования российского производства.
«Стоимость соответствующего финансирования для угольщиков в 3-5 раз выше стоимости аналогичного финансирования для предприятий машиностроения. Эту проблему мы неоднократно поднимали и на площадке РСПП, и на площадках Минэнерго и Минпромторга России, к сожалению, решения пока нет», — констатировал он.