15 февраля в рамках Х Красноярского экономического форума состоится дискуссия «Новые принципы организации государственной службы и подготовки государственных служащих». По мнению модератора секции, проректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Александра Сафонова, качественное образование государственных чиновников может стать одним из факторов снижения коррупции в госструктурах.
Действующая в настоящее время модель подготовки и переподготовки госслужащих малоэффективна, прежде всего, из-за своей низкой стоимости. Для вузов разработка специальной программы профессиональной подготовки госслужащих убыточна, поэтому традиционно переподготовка чиновников производится по общим учебным программам, что осложняет передачу актуальных знаний, специфичных именно для государственной службы. Кроме того, в образовательный процесс слабо вовлечены действующие специалисты органов исполнительной власти, которые обладают опытом непосредственной разработки и внедрения программ государственного управления и сведениями о результативности их применения на практике. «Преобладающая лекционная форма подачи материала тоже не способствует повышению качества образования. Свободное применение на практике полученных знаний, как правило, является результатом обучения в проектных группах или в симуляторах тех систем, в которых госслужащим предстоит работать. Но эти методы обучения достаточно дорогие. В то же время сегодня образовательные услуги для госслужащих закупаются в соответствии с ФЗ № 94 „О госзакупках“, и часто конкурс на предоставление образовательных услуг выигрывают те поставщики, которые предлагают самую низкую цену», — сообщил Александр Сафонов.
В то же время требования к квалификации чиновника растут по мере усложнения системы государственного управления в современном обществе. Современному государству требуется новый тип чиновника, обладающего комплексным видением проблем и понимающего, как его действия скажутся на сопряженных отраслях. «Проблема качества образования госслужащих тесно связана с проблемой поиска критериев эффективности работы чиновника — для госслужбы нет такого универсального критерия, каким для бизнеса является рост прибыли. Стандарты оценки эффективности работы госслужащего достаточно высокого ранга, который занимается не просто оказанием какой-то госуслуги населению, а, например, управлением крупными социальными проектами и программами — создать сложно, так как в ходе проектной работы задачи управления могут многократно меняться. Но в любом случае более образованный чиновник потенциально более эффективный», — отметил модератор КЭФ.
По мнению эксперта, новая модель подготовки госслужащих также должна учитывать интересы самого чиновника, его образование должно быть конкурентоспособным, а управленческие навыки потенциально применимы в других областях: «Госслужащий должен иметь возможность перехода, к примеру, в коммерческую компанию, и наоборот. Повышение капитализации госслужащего путем повышения уровня его профессиональных навыков и знаний может стать также одним из факторов снижения коррупции. Чиновник с действительно хорошим образованием будет иметь вполне легитимную возможность повышения своего дохода за счет перехода на работу в коммерческую сферу — эффективность этой практики доказывает зарубежный опыт».