В Красноярске все-таки появятся заводы по переработке мусора. Вчера, 20 февраля, в администрации Красноярска обсудили вопросы совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления в Красноярске и Центральном макрорегионе края.
В окрестностях Красноярска давно сложилась непростая ситуация с полигонами бытовых отходов — из пяти имеющихся полигонов в течение трех лет ресурсы трех будут полностью исчерпаны. Так год окончания эксплуатации полигона ОАО «Автоспецбаза» истекает в 2016 году, в Железногорске — уже в этом году. Сегодня на территории Березовского района зафиксировано 7 несанкционированных свалок, в Емельяновском районе — 31, в ЗАТО Железногорск — 2, в Красноярске — 27, в Сухобузимском районе — 52.
По этому поводу присутствовавший на заседании вице-спикер краевого парламента, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Алексей Клешко заметил: «Мы уже в кольце свалок. Необходима новая модель по обращению с отходами, единая цепочка — от сбора мусора, его сортировки, переработки и до захоронения „хвостов“ на полигонах».
На совещании руководитель некоммерческого партнерства «Красноярская ассоциация рециклинга» Сергей Васин презентовал кластерный подход в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами в Красноярске и прилегающих территориях.
По мнению разработчиков проекта, существующая схема вывоза и размещения отходов сегодня показывает свою неэффективность. Управляющая компания или ТСЖ заключают договор на услуги с транспортной компанией, а она заключает договор на услуги с полигоном или вывозит мусор на несанкционированные свалки. В итоге отмечается низкий уровень развития отрасли, вторичные ресурсы не вовлекаются в хозяйственный оборот. Никто не несет ответственность за «жизненный цикл» отходов. Захламляются земли, возникают несанкционированные свалки. Меры господдержки направлены на устранение последствий, а не причин, а кроме того, бюджет теряет поступления в части платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении бытовых отходов.
Сегодня необходимы политическая воля и решение органов власти о целесообразности и необходимости создания оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами. Нужно сформировать в Красноярске и прилегающих территориях эффективную систему сбора, транспортировки, переработки и размещения твердых бытовых отходов. Требуется гарантированное поступление отходов на мусоросортировочные комплексы. За год следует обеспечить возврат в товарный и промышленный оборот более 120 тыс. тонн вторичного сырья, извлекаемого из ТБО, и дополнительные поступления в консолидированный бюджет края в размере 80 млн рублей, в том числе в бюджеты муниципальных образований — 40 млн рублей.
«В данной ситуации мы четко понимаем, что в бюджете Красноярска и края нет денег на решение проблемы твердых бытовых отходов . Три года работала программа по обращению с отходами, расходовались деньги на ликвидацию несанкционированных свалок, на приобретение контейнеров для мусора, но сколько бы денег ни выделяли, пока не будет четкой позиции, проблему мы не решим», — отметил председатель комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания края Александр Симановский.
Он пояснил, что сейчас инвесторы готовы вкладывать деньги в сортировку и дальнейшую переработку отходов, но в обмен они просят налоговые льготы на имущество. Александр Симановский отметил, что в крае уже готов проект закона об обращении с твердыми бытовыми отходами, предписывающий производить сначала сортировку, а лишь после этого вывоз на свалку тех отходов, которые нельзя повторно использовать. Однако он противоречил федеральному законодательству и краевым парламентариям пришлось провести большую работу с профильным комитетом Госдумы, чтобы внести изменения в федеральный закон.
«В ближайшее время, в марте или апреле, она будет внесена нами и в краевое законодательство. Суть программы, о которой говорилось сегодня, такова. Если инвестор готов вкладываться в сортировку и переработку отходов, ему предоставят льготы и он получит один из полигонов в Красноярске, потому что без этого невыгодно вкладывать деньги в такой бизнес. Также очень важно, чтобы власть влияла на тарифы. Пока для нас непонятно, кто будет отвозить мусор на сортировку и переработку. Сегодня жилищные управляющие компании заключают соглашение с транспортными компаниями, а дальше уже никто не следит, куда везут мусор. Предложен вариант: одна организация будет хозяином мусора, и она станет заключать соглашения с каждым ТСЖ, жителями Красноярска, и если будут появляться несанкционированные свалки, мы сможем предъявлять претензии», — пояснил депутат.
В завершение совещания глава Красноярска Эдхам Акбулатов, чтобы ускорить переход предложенной программы в реальное русло, предложил создать по этому вопросу рабочую комиссию, в которую войдут краевые и городские депутаты, представители городской администрации и муниципалитетов.