Комитет по госстроительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества краевого Заксобрания приступил к работе над изменениями в закон «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае».
Напомним, этот закон был принят 1 декабря прошлого года, в соответствии с ним глав муниципальных образований предлагалось избирать представительным органом из своего состава. Вместе с тем закон давал возможность изменения порядка избрания главы по инициативе местного Совета, который должен обратиться в ЗС края с законодательной инициативой.
11 февраля комитет утвердил методические рекомендации по оформлению таких законодательных инициатив. Они были направлены в органы местного самоуправления и опубликованы на сайте Законодательного Собрания. В то же время еще на прошлом заседании председатель комитета обратил внимание коллег на то, что в дальнейшем придется учитывать изменения федерального законодательства. На тот момент Государственной Думой в третьем чтении был принят закон, в соответствии с которым появилась третья модель избрания глав МСУ — из числа прошедших конкурс на должность главы администрации.
Как доложил сегодня на заседании комитета начальник управления губернатора по организации взаимодействия с органами местного самоуправления Сергей Чистов, новый законопроект, внесенный в качестве срочного, как раз учитывает эти изменения федерального законодательства. Предлагаемые изменения предусматривают несколько способов избрания глав — в зависимости от вида муниципального образования.
Так, для образований численностью до 300 человек, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, глава поселения так же будет избираться на сходе.
Для сельских поселений с численностью граждан не более 500 человек, обладающих избирательным правом, предусмотрено избрание главы на муниципальных выборах. Количество таких поселений в крае составляет 168, то есть одна треть муниципальных образований будет избирать глав на прямых выборах.
Для остальных предусмотрен способ избрания главы, закрепленный в федеральном законе № 8-ФЗ: глава избирается представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В этом случае глава муниципального образования возглавляет и местную администрацию, вследствие чего автоматически ликвидируется двуглавая модель.
Исключение составляют территориальные образования закрытого типа, где глава в соответствии с федеральным законодательством не может возглавлять местную администрацию, а должен исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Соответственно, глава ЗАТО не может избираться по конкурсу и будет избираться из числе депутатов этой территории.
Предлагаемый губернатором края проект закона вызвал множество вопросов у членов комиссии. Олег Пащенко, Владимир Бедарев, Владимир Седов, Николай Трикман призывали коллег не вносить законопроект на сессию в таком виде или, по крайней мере, не высказывать одобрения комитета. Алексей Клешко, Александр Симановский и депутаты, принявшие участие в заседании, но не обладающие правом голоса, так как не входят в состав комитета — Павел Семизоров, Вера Оськина — поддержали законопроект, исходя из таких доводов, что упраздняется двуглавая модель, повышается управляемость территорий, ответственность глав.
В результате депутаты решили вернуться к этому вопросу еще раз накануне заседания сессии, внести поправки и потом выразить отношение комитета к законопроекту.
Добавим, Алексей Клешко отметил, что в каждой модели выборов есть свои плюсы и минусы. По его мнению, сейчас речь идет об усилении государственного контроля, а плюс это или минус — покажет время. По словам председателя комитета, в новой модели (избрание из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией) значительно расширяется список тех, кто может участвовать в такой схеме выборов, поскольку кандидат на должность главы будет рассматриваться не только из числа избранных депутатов. Председатель комитета не сомневается в компетентности и объективности конкурсных комиссий, поскольку они формируются на паритетных началах из представителей МО и органов исполнительной власти края, а к участникам конкурса предъявляются жесткие требования в профессиональном, образовательном, юридическом, управленческом и ином плане.
«В любом случае выбирать главу — именно выбирать, а не назначать — будут депутаты представительных органов власти», — подчеркнул Клешко.