Красноярск посетил кинорежиссер Александр Миндадзе, автор фильмов «Отрыв» и «В субботу» — в музейном центре «Площадь мира» в рамках II Красноярской музейной биеннале он представил свою новую картину «Милый Ханс, дорогой Петр». Фильм рассказывает о немецком инженере Хансе, приезжающем в составе производственной бригады в командировку на советский оптический завод весной 1941 года. Это рассказ о предчувствии приближающейся войны, о смятении человека, который не понимает, что с ним происходит.
Александр Миндадзе рассказал красноярцам о том, как снимался фильм, о кинематографическом языке, смене стилистики своих фильмов, цели использования документов в искусстве, многолетней работе с режиссером Вадимом Абдрашитовым, оператором Олегом Муту, а также работе с красноярским актером Андрюсом Даряла.
Также Миндадзе рассказал о своих учителях, среди которых были режиссер Геннадий Шпаликов, писатель Василий Аксенов, писатель Юрий Давыдов, Булат Окуджава:
«Я учился во время расцвета русской школы сценария, который, к сожалению, уже ушел — никто не пишет визуальной прозой. Хотя это была мощнейшая визуальная проза, она была издана в книжках — Шпаликова и Рязанцевой, Лунгина. Эта школа учила визуальности — я всю жизнь, даже будучи бездумным студентом ВГИКа, всегда писал экран, то есть то, что я писал, я видел, вплоть до крупностей, панорам, писал экран, который себе представлял».
Фильм «Милый Ханс, дорогой Петр» родился из услышанной где-то истории, и уже затем оброс художественными подробностями: «Я где-то читал, что в момент первого нашествия, оккупации, один немецкий офицер лучше других знал дорогу, потому что буквально год-два до войны он был там на маневрах совместно с советскими войсками. У него был друг Петр, с которым они ходили на танцы, ухаживали за девушками, выпивали, играли в карты. Мне показалось это интересным: человек едет по дороге, где еще недавно ходил с женщиной, и там она ему мерещится».
Фильм снимался три года, год ушел на написание сценария, поездки на завод, изучение различных документов. Съемка проходила в 2014 году на натуре, которую долго искали — необходимо было найти место с железнодорожными путями. В итоге нашли пустой цех, где можно было строить — там было около 60 километров рельсов.
Название фильма Александр Миндадзе объяснил так: «В названии есть какая-то печальная ирония, печальная ирония двух людей сгинувших, вошедших в крупноплановый контакт, когда поры лица видны, и они распылились, как очень многое». Он также объяснил, что внешнее совпадение героев неслучайно, актеры работали вместе и что-то взяли друг у друга.
Режиссер отмечает смену языка по сравнению с предыдущими своими картинами: «Мы пришли к живой камере, но консервативной. Этот консерватизм технический выражался в том, что Олег Муту, оператор фильма, снимал с рельс. Если картину „В субботу“ он снимал с рук и бегал эти стометровки за актерами, а потом с синими губами не мог отдышаться, то здесь вся картина снята с рельс. Но подвижная головка камеры дает возможность маневрировать. Это снято все очень длинными планами, например вся сцена с вагонетками, где как бы двойники, — это все один план».
Роль Ханса в фильме исполнил Андрюс Даряла, известный красноярцам как режиссер. Он также рассказал о своем опыте участия в фильме: «Это не совсем была игра, в привычном понимании актерском. Было понимание, как дальше жить, что есть правда, а что есть ложь. Я стал себя понимать, Александр Анатольевич вытащил из меня то, что я всегда хотел спрятать. Я вдруг понял, что я не такой уж плохой человек».
Александр Миндадзе посетил экспозиции биеннале в Музейном центре и сказал:
«Мне приятно, что показ состоялся в этих стенах — все экспозиции, которые мне удалось посмотреть, произвели на меня сильное впечатление. Я думаю, что это уникальное явление — этот музей, он художественно полноценный. Наверное, вы здесь привыкли к его существованию, как человек привыкает к хорошему, на самом деле это сильный, замечательный музей искусства».
Фильм «Милый Ханс, дорогой Петр» (12+) будет в прокате красноярского Дома кино с 15 октября.
Генеральный партнер Красноярской музейной биеннале — Фонд Михаила Прохорова.