С 5 января 2016 года в Красноярском крае, как и по всей России, вступит в силу новое антимонопольное законодательство, известное как «четвертый антимонопольный пакет». О том, какие изменения ждут жителей региона, рассказал сегодня, 14 декабря, руководитель Красноярского УФАС Валерий Захаров.
«Четвертый антимонопольный пакет», по словам главы управления, во многом был принят по инициативе бизнес-сообщества и дает возможность либерализации антимонопольного законодательства. «Во-первых существенно расширяются институты предостережения и предупреждения. Если ранее предупреждение касалось естественных монополий, то сейчас этот институт полноценно распространяется на все органы власти. Безусловно, эти институты распространяются на недобросовестную конкуренцию, чего раньше не было, и другие составы злоупотребления доминирующим положением», — пояснил Валерий Захаров.
Кроме того, новый антимонопольный пакет ужесточил требования для чиновников в части их дисквалификации. Если ранее антимонопольщики выходили в суд после третьего нарушения, то сейчас — после того как чиновник во второй раз привлекается к административной ответственности. Дисквалификация в этом случае предусматривается на 3 года.
Однако новое законодательство дает право нарушителю доказать свою невиновность. Существенным послаблением Захаров также назвал исключение административной ответственности в случае, когда нарушитель устраняет требования предупреждения.
Серьезным последствием с вступлением в силу нового антимонопольного законодательства, по мнению руководителя красноярского УФАС, станет исключение из работы дел физических лиц.
«„Физики“ ушли из антимонопольного правового поля по банальной причине — все эти „дачные темы“ и прочее — они никак не связаны с предпринимательской деятельностью. Поэтому решение по кому-либо в пользу физлица не влечет за собой никаких последствий в части влияния на конкуренцию. Поэтому законодатель пошел таким путем», — отметил Валерий Захаров. В этой связи значительно снизится количество рассматриваемых ведомством дел: за год антимонопольная служба края рассматривает порядка 1200 заявлений от физлиц. Впредь физические лица могут защитить свои законные права и интересы лишь в гражданско-правовом порядке, без обращения в антимонопольные органы.
«Ну, и большой акцент сегодня делается на таком виде деятельности, как картели. Огромный блок сейчас связан с контролем за закупками: именно эта сфера дает, в том числе, картели и многие другие грубые нарушения антимонопольного законодательства», — отметил Захаров.
Новое законодательство также предусматривает серьезные изменения в блоке о недобросовестной конкуренции: «Поправки предполагают расширение и детализацию запретов на недобросовестную конкуренцию, — пояснил Захаров. — Установлены минимальные перечни качественных характеристик товаров, условий и их реализации, в отношении которых не допускается недобросовестная конкуренция в форме дискредитации и введения в заблуждение. Недобросовестной конкуренцией признаются формы некорректного сравнения с конкурентом и его товаром, в том числе употребление слов, создающих впечатление превосходства. Учитываются случаи получения использование охраняемой агентом тайны. Введен отдельный запрет на недобросовестную конкуренцию в форме совершения действий/бездействий, создающих смешения с деятельностью конкурента».
С нового года в управлении антимонопольной службы будет создан коллегиальный орган, который будет осуществлять работу по разъяснению антимонопольного законодательства, а также пересмотр решений территориальных органов антимонопольной службы, «если эти факты нарушают единообразие в толковании антимонопольного законодательства». «Возникали ситуации в Сибирском федеральном округе — в Новосибирской области, Красноярском крае, Омск, Томск — на один и тот же предмет антимонопольные органы реагировали по-разному», — рассказал руководитель УФАС по краю.
Еще одна поправка в законодательстве коснулась финансовой ответственности нарушителя: «Очень важная поправка — изменения подхода к определению объема финансовой ответственности нарушителей, —добавил Валерий Захаров. — Сейчас закон исключил возможность применения одновременно оборотного штрафа и выдачи предписания незаконно полученного дохода в результате нарушения. До 5 января у антимонопольного органа была возможность применения санкций в двойном размере».