Самый опытный водитель красноярского пассажирского автотранспортного предприятия № 7 Виктор Поддубный рассказал о работе общественного транспорта в 90-е годы. Как уточнили в мэрии, он возит красноярцев уже 25 лет и считает, что за это время система пассажирских перевозок в городе кардинально изменилась.
Например, четверть века назад на весь Красноярск было лишь несколько маршрутов и по 5-6 единиц подвижного состава. «Если не успел на свой автобус, можно было смело идти домой — следующий все равно приедет не раньше, чем через 30-40 минут. Кроме того, в городе была масса „слепых зон“, откуда было в принципе невозможно уехать, например, Черемушки или Водники», — вспоминает он.
Несколько лет Поддубный работал на третьем маршруте, который следовал от Предмостной площади до Студгородка. Это был один из самых востребованных городских маршрутов — по пути было много образовательных учреждений, поэтому его называли «студенческим».
«Человеку повезло, если ему удавалось влезть в автобус. С конечных остановок за раз уезжало по 100 человек. Транспорт набивался под завязку, ехали в страшной тесноте, но никто не жаловался и не скандалил. Чтобы сесть в автобус, люди нередко шли несколько остановок до конечной, другого варианта уехать до места назначения попросту не было. Водители проезжали остановки по пути следования, останавливаться не было смысла, для новых пассажиров места все равно не было», — отмечает Поддубный.
С его слов, раньше тщательно следили за техническим состоянием автобусов, но не думали о комфорте людей. Самой большой проблемой было отсутствие печек в салонах. Их водители вопреки запретам мастерили и устанавливали самостоятельно: «Мы ставили расширительные бачки, в которых циркулировала вода для охлаждения двигателя. Получалось что-то вроде буржуйки. Это было самое козырное место в автобусе, все пассажиры стремились встать поближе к теплой печке. Водители и кондукторы меньше всего думали об эстетичности собственного внешнего вида. Не замерзнуть бы. На работе, как на лесоповале — в валенках и стеганых штанах».
Не было в те годы и центральной диспетчерской службы, которая бы оперативно регулировала движение маршрутов и помогала решать возникшие трудности:
«Связь с диспетчером была индуктивная и только на конечных остановках. Автобус нужно было поставить определенным образом, „совместить“ крышу с антенной. Особенно тяжело приходилось двенадцатому маршруту, который ездил до Удачного. Спуститься в поселок можно было без проблем, а вот уехать обратно уже не получалось. Скользкий подъем не подсыпали, подняться было невозможно. Водители нередко оставались ночевать прямо в автобусе. Сейчас таких ситуаций, конечно, нет. И за дорогами хорошо следят, и работа диспетчерской службы отлично налажена, мы всегда на связи».