Депутаты Законодательного Собрания на заседании комитета по делам Севера и коренных малочисленных народах обсудили проблемы и совершенствование системы северного завоза. О поставках нефтепродуктов и товаров первой необходимости в северные территории Красноярского края рассказал министр промышленности, энергетики и ЖКХ Евгений Афанасьев.
Во время подготовки к отопительному сезону 2018-2019 годов на Крайний Север и в приравненные к нему местностям доставили 157 тысяч тонн угля и 88 тысяч тонн ГСМ. Есть нормативные запасы топлива для теплоснабжения населения и объектов социальной сфера на время отопительного сезона, пояснил министр. Ежегодно в краевом бюджете планируются средства на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям. Большая часть средств, поступающих муниципалитетам, — это именно компенсация, и эти расходы увеличиваются ежегодно из-за роста стоимости топлива, добавил докладчик.
Из-за изменений в законодательстве весь северный завоз перешел в ведение муниципалитетов, а роль субъекта федерации перестала быть определяющей, отметили участники заседания. В связи с этим возникают проблемы со снабжением в отдельных территория края. Так, заместитель председателя комитета Валерий Вэнго и депутат Павел Семизоров подняли вопрос о завозе бензина в отдаленные поселки Таймыра и Эвенкии и его высокой стоимости для населения.
Заместитель председателя правительства края Анатолий Цыкалов заверил, что правительство работает над этой проблемой, изучает опыт других субъектов Федерации для того, чтобы повысить эффективность северного завоза и преодолеть правовые противоречия. Он упомянул, что в нескольких регионах приняты законы, которыми определены перечень товаров и услуг для завоза в территории с ограниченным сроком поставки, уполномоченный орган и организация, которая занимается этими закупками. В крае готовят предложения, чтобы решать проблемы в рамках существующего законодательства.
Председатель комитета Анатолий Амосов, завершая обсуждение вопроса, рассказал коллегам, что тема поставок топлива и продуктов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов рассматривалась и в Госдуме, а 20 декабря прошлого года прошли парламентские слушания в Совете Федерации.
«В 2014 году Бюджетный кодекс РФ позволил субъектам, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера, предоставлять юридическим лицам кредиты за счет региональных бюджетов, чем мы сейчас и наполняем МСУ, — пояснил депутат. — Затем это положение Бюджетного кодекса было дополнено постановлением правительства, которым утвержден перечень товаров для закупки в территории с ограниченными сроками доставки. Все это касается не только Красноярского края. На парламентских слушаниях правительству РФ рекомендовали разработать проект федерального закона о завозе в районы Крайнего Севера и определить орган, отвечающий на федеральном уровне за проведение северного завоза, а также создать специализированную электронную площадку для повышения эффективности госзакупок при осуществлении северного завоза».
Павел Семизоров призвал краевое правительство не ждать изменения федерального законодательства, а вырабатывать региональные меры, регулирующие организацию северного завоза. Анатолий Амосов добавил, что депутаты Законодательного Собрания поддержат правительство в этом и готовы к более углубленному анализу проблемы.