Главная
>
Статьи
>
Исак Фрумин: «У умного человека меньше проблем, чем у глупого»

Исак Фрумин: «У умного человека меньше проблем, чем у глупого»

12.09.2005
8

Руководитель образовательных проектов в Московском представительстве Всемирного банка

В 1979 году окончил Красноярский государственный университет.
После службы в армии до 1987 года работал в КГУ.
С 1987 года – директор школы № 106 (гимназия «Универс»).
В это же время работал в КГУ доцентом, заведующим кафедрой. В 1999 году переехал в Москву.
В настоящее время работает в должности руководителя образовательных проектов в Московском представительстве Всемирного банка.
Доктор педагогических наук, автор нескольких книг и около двухсот публикаций.


Исак Фрумин

Исак Давидович, чем Вам приходится заниматься как руководителю образовательных проектов российского представительства Всемирного банка?

Я отвечаю за реализацию нескольких проектов, которые инициированы Министерством образования Российской Федерации, поддержаны кредитами Всемирного банка и его консультационной помощью. Есть команда, которая проекты реализует, моя же роль состоит в некой общей координации и анализе. Вообще наша организация работает в 160 странах и фактически уполномочена ООН помогать в решении проблем социально-экономического развития.

В настоящее время мы реализуем два проекта. Правда, для такой страны, как Россия, проекты небольшие – первый на 50 миллионов, второй – на 100 миллионов долларов. Один из них связан с развитием общего и начального профессионального образования, изменением структуры сети школ и профессиональных училищ, модернизацией училищ, вводом новых механизмов финансирования и управления. В частности, мы пытаемся привлечь к управлению образованием общественность и бизнес.

Второй проект направлен на информатизацию системы образования, в его рамках мы помогаем сделать рывок в использовании информационных технологий в школе. Он реализуется в семи регионах, причем пилотным регионом для этого проекта является Красноярский край.

Вы считаете, что информатизация повлияет на качество образования?

Она облегчит работу учителя и учение ученика. Если что-то делать интереснее и легче, то вы сделаете это больше и лучше. Я не думаю, что мы увидим небо в алмазах, но сегодня очень важно, чтобы все ресурсы культуры были доступны для школьников и учителей, и, безусловно, информационные технологии обеспечат эту доступность.

Что можно считать показателем качества образования?

В поисках ответа на этот вопрос сейчас находится вся педагогическая наука. С моей точки зрения было бы безответственно давать какой-то ответ. Я не могу себе позволить личного мнения как специалист, но как родитель или просто гражданин, считаю, что таких главных показателей всего три.

Во-первых, учиться должно быть трудно, учебы должно быть много, в противном случае это, извините, туфта. Как, например, разговоры о том, что можно чему-то обучиться во сне. Сегодня западное образование как раз страдает оттого, что там не организован жесткий систематический труд.

Во-вторых, учиться должно быть интересно. Для меня качество образования непременно связано с удовлетворением интересов и потребностей самого человека, чтобы ему самому нравилось учиться. Увы, в огромном числе случаев наше образование не отвечает на заданные вопросы и дает неиспользуемые умения. И, в-третьих, учеба должна быть полезной.

Однако считается, что наше образование лучше западного…

Это является одной из самых вредных иллюзий, которые есть в нашей стране. Мы уже говорили о том, что считать хорошим образованием. Обычно приводят пример: приехал наш ученик в американскую школу, и там в восьмом классе проходят то, что у нас в четвертом. Да, это так, наши программы – одни из самых нагруженных в мире. В связи с этим наши ученики знают больше, чем средние ученики на Западе.

Однако в 2000—2003 году проводилось исследование по проверке практических способностей 15-летних детей в 32 странах, и Россия была на 28 месте. Исследования показали, что выпускники наших школ в массе своей не способны применять полученные знания на практике, не способны анализировать, не могут читать и понимать тексты неучебного характера. С моей точки зрения, это просто катастрофа. Это тем более опасно, что сохраняется самообман о нашем самом лучшем образовании.

В чем же причина этого самообмана?

Он связан с тем, что у нас есть сложная система отбора талантливых детей, например, Красноярская краевая летняя школа – часть такой системы. Эти умные дети попадают в очень хорошие школы к очень хорошим учителям, побеждают на международных олимпиадах. Но посмотрите, – мы и в спортивных олимпиадах выступаем неплохо, а продолжительность жизни в стране такая же, как в некоторых бедных странах Африки. То есть победы в спорте совершенно не означают, что в стране здоровое население. Так же победы на физмат олимпиадах не означают, что среднее массовое образование отвечает современным требованиям.

Я считаю, что наше массовое образование в значительной степени проигрывает стандартизированному массовому образованию за рубежом, и не только на Западе, но и в Юго-Восточной Азии – Японии, Корее, Малайзии.

Если подобные достижения не являются показателем, значит, особо талантливые дети оторваны от социума?

Не думаю, все зависит от того, что с этими детьми делать. Если их натаскивать исключительно на решение задач, тем самым специально маргинализировать, то у них, конечно, будут проблемы. Если же просто заставлять их голову работать, то проблем у них не будет. Согласитесь, у умного человека меньше проблем, чем у глупого. Надо помочь им двигаться, куда они хотят, помочь думать, и поверьте, ничего плохого с ними не случится.

Бытует мнение, что красноярская гимназия № 1 «Универс», основателем которой Вы являетесь, из экспериментальной педагогической площадки превращается в некое модное место, куда просто престижно отдать ребенка…

Об этом начинали говорить, еще когда я работал там директором, а гимназия была 106-й школой. Я и тогда был с этим не согласен, не соглашусь и сейчас. Конечно, школа становится популярной среди родителей, но насколько я знаю, руководство школы категорически против отбора в первый класс, поэтому она по-прежнему открыта для всех социальных слоев.

Гимназия планирует использовать в работе программу международного бакалавриата. Как Вы считаете, это система у нас сработает?

Директор школы Вячеслав Башев рассказывал мне об этих планах. Это исключительно влиятельная и признанная во всем мире учебная программа. Коллектив школы сейчас работает над тем, чтобы объединить и взять лучшее из того, что есть у нас и у них. Думаю, что все будет так, как запланировано. В гимназии работают прекрасно подготовленные учителя, им надо лишь немножко поменять ориентиры. Считаю, что их стажировка за рубежом и дальнейшее преподавание в Красноярске – это было бы замечательно.

Приедете на празднование 20-летия «Универса» в следующем году?

Да, меня пригласили. 17 ноября 2006 года у меня уже отмечено в календаре.

В этом году юбилей отметила Краевая летняя школа. Ее тоже можно считать Вашим детищем?

Не совсем так. Возможно, меня можно назвать прародителем, но не первого ряда. Первая летняя школа была создана по инициативе Вениамина Соколова и Владислава Бытева. Я был вожатым во второй, потом подхватил эстафету от Бытева. Кроме того, вместе со мной работала команда замечательных людей.

Вы видите какие-либо основательные перемены, произошедшие в КЛШ за 30 лет?

Нет, и это хорошо. От людей, которые продолжают сюда ездить, я знаю, что по большому счету все осталось, как было – дух, расписание, структура жизни. Вообще КЛШ – поразительное явление, я не знаю других примеров. Это сообщество людей, которое воспроизводит само себя. Родители многих учеников когда-то сами учились в летней школе, и в этом залог ее долголетия. Ежегодно многие школьники выпускных классов, которые уже не смогут быть в КЛШ учениками, все равно собираются приезжать следующим летом, пусть даже мыть посуду, чистить картошку. И может быть, среди них есть будущий директор, как Алеша Аверин, который ездил в школу учеником, затем вожатым, преподавателем, а в этом году стал директором. Среди ребят, приехавших в КЛШ в этом году, наверняка есть те, кто будет здесь работать спустя годы.

Беседовала Надежда Новикова

Рекомендуем почитать