На прошлой неделе депутаты горсовета Красноярска проверили несколько дорожных объектов краевого центра. Выяснилось, что мэрия предпочитает не проводить самостоятельных проверок качества полотна, целиком доверяя дорожникам. При таком подходе определить, сколько реально было затрачено денег на объект на бумаге и по факту, представляется маловероятным, считают эксперты.
Напомним, асфальтовая тема была поднята нашими журналистами еще в начале лета этого года. Тогда чиновникам администрации Красноярска и дорожникам было задано много вопросов: как контролируется качество дорожного строительства, учитываются финансовые средства, почему дороги переделываются бесчисленное количество раз и не соответствуют заявленным критериям? После ответов чиновников появилось еще больше вопросов. Выяснилось, что 90% дорог краевого центра попросту не существует, так как на них нет соответствующих паспортов, полнейшая неразбериха творится с проектно-сметной документацией и разрешениями на строительство.
В такой ситуации осмысленное контролирование выделяемых бюджетных средств на дороги представляется маловероятным. В этом году, например, краевому центру было выделено около 1 млрд рублей. В будущем году ожидается, что на строительство и реконструкцию магистралей Красноярска выделят около 2 млрд рублей. Суммы огромные, однако ситуация в отрасли по-прежнему остается непонятной. Причем ответить на все вопросы не может никто.
И вот первая ласточка — наконец-то на дорогах проведена хоть и экспресс-, но все же проверка независимыми экспертами. Быть может, после серии таких экскурсов мы узнаем, сколько стоит и кто отвечает за то, по чему мы ездим и ходим.
Врубимся сами
Для того чтобы понять, что с дорожным полотном что-то неладно, группе депутатов Красноярского горсовета потребовались всего несколько в буквальном смысле пинков об асфальт, пара невнятных ответов чиновников администрации Красноярска и беглый взгляд на бумаги, представленные подрядчиками. Парламентский десант возглавлял Константин Ляшкевич — как-никак сам строит дороги. За подрядчика отдувался главный инженер «Красавтодорстроя» Анатолий Якушев. А вот от заказчика — администрации города — почему-то прислали одну женщину, которая не хотела ни с журналистами общаться, ни даже своего имени назвать. Она и с депутатами-то говорила сквозь зубы, постоянно прячась от камер то за широкую спину Ляшкевича, то кутаясь в принесенные с собой бумаги, которые никому не показывала.
Когда же корреспондент «ВК» решил прояснить ситуацию, его тут же ухватили за рукав и сказали, что «человеку плохо». Женщина действительно стояла в сторонке и почти плакала, пряча глаза в воротник. А ее-то всего лишь перед этим спросили депутаты, как заказчик проверяет качество асфальта на объектах. Слезы, вероятно, вызвали собственный ответ чиновницы, что никак не проверяет, целиком полагаясь на подрядчика, и строгие взгляды парламентариев от услышанного. Вот главы департамента градостроительства и департамента городского хозяйства Анатолий Григоренко и Виктор Ящук наверняка бы не прятались и сказали бы все как есть, ведь объекты-то принадлежат их ведомствам — дороги на улицах Ленина и Белинского.
К слову, на улице Белинского и Ленина отчего-то разрешения на строительство нет. Кстати, Григоренко около двух месяцев назад, по словам Ляшкевича, уверял городской парламент в том, что все разрешения на всех его объектах имеются. Однако депутатов интересовали не только бумаги. Главный вопрос, который задавали подрядчику и заказчику: как проверяется качество дорог на практике? Анатолий Якушев рассказывал об этом прямо на проезжей части улицы Ленина, когда специалисты дорожной лаборатории проверяли наличие колеи на дороге. Он объяснял, что вырубки в асфальте они делают самостоятельно и потом предоставляют заказчику результаты экспертизы. Поясним, что такие «пробы» необходимы для того, чтобы выявить качество самого асфальта. Выходит, заказчик верит подрядчику на слово?
В процессе работы заказчик по идее должен контролировать этапы укладки дорожного полотна — чтобы не клали в дождь, соблюдали технологию и т. д. Но вот само качество материала можно проверить лишь в лаборатории. И гораздо предпочтительнее, если проверка будет проведена уже после укладки и независимыми экспертами, а не самим подрядчиком, дабы знать, что именно лежит и сколько на это реально ушло бюджетных средств. Ну ради объективности. Ведь качество — это, по сути, немалые бюджетные деньги, которые закатаны в дорогу. Чуть перемудрил со смесью, и можно запросто «сэкономить» несколько миллионов рублей, а потом в бумагах написать все что угодно.
Как признался Ляшкевич уже на втором объекте, улице Белинского, «без такой экспертизы довольно сложно судить о реальной стоимости объекта». Иными словами, заявленная стоимость в 230 млн рублей может на деле вылиться в 180 млн рублей или 500. Однако все это домыслы, хотя, пока не проведена экспертиза, и вполне обоснованные.
Ляшкевич решил собственными ногами проверить качество асфальта. Группа перешла на другую сторону дороги — попинала ногами дорогу. На взгляд экспертов дорожной лаборатории и депутатов, смесь явно не соответствовала нужным параметрам. Учитывая, что на месте работ на Белинского подъем, то критерии качества здесь намного выше: машины тормозят и ускоряются, что приводит к сдвижкам асфальта, если полотно некачественное. Для полноты картины было решено провести экспертизу.
«Сделаем» Игарскую
Так и не добившись ответа от женщины, которая пряталась ото всех, мы решили выяснить непосредственно у заказчика, как проводится экспертиза. В телефонном разговоре один из чиновников горадминистрации признался, что экспертизу заказчик проводить не обязан, так как эта надзорная функция закреплена за соответствующими ведомствами. Мэрия может лишь обратиться в эти органы, если подозревает что-то неладное. Как нам пояснили, заказчик лишь контролирует ход выполнения работ. Но возникает закономерный вопрос: каким образом он может судить о качестве и сообщать о недоделках, если не может провести экспертизу? В качестве иллюстрации эффективности такого контроля можно привести злополучную улицу Игарская — эксперты горадминистрации просмотрели или просто не увидели вовремя недоделки, которые допустил подрядчик «Сибагропромстрой» во время проведения работ, что привело к полной переделке объекта. К тому же людей на все объекты не поставишь, и, соответственно, учитывать все также не удастся. Недавно Виктор Ящук сам заявлял, что в его департаменте не хватает сотрудников, чтобы охватить все объекты дорожного строительства.
Как пояснил заместитель начальника отдела качества ФГУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Виктор Сабинин, чиновники администрации немного лукавят. Дело в том, что ни в одном нормативном акте не указано, что заказчик не должен проводить вырубки, — просто у администрации Красноярска нет своей лаборатории. Ее содержание — дело достаточно дорогостоящее, как и сама экспертиза. Несколько вырубок — это несколько десятков тысяч рублей. Для примера, только на улице Белинского требуется сделать около 14 вырубок в каждом слое (а их там два).
Сабинин отмечает, что в соответствии с нормативными документами при приемке объекта вырубки должны делаться в обязательном порядке, хотя в Красноярске, по его данным, такие мероприятия проводятся заказчиком лишь в разовом порядке по очень исключительным случаям.
- Ситуация, когда у муниципалитетов нет на это собственных средств, наблюдается повсеместно, — говорит Сабинин.
Однако отсутствие средств — причина хоть и уважительная, но все-таки не критичная и вполне преодолимая. Ведь эти финансы можно заложить в бюджет. Думается, гораздо выгоднее потратить несколько десятков тысяч рублей на один объект, чем потом несколько миллионов на его переделку?
Разрешить без разрешения
Как выяснилось в процессе экскурсии, на многих дорогах Красноярска не имеется разрешений на строительство. Причина в некоторых юридических казусах Градостроительного кодекса, коими с легкостью пользуются чиновники горадминистрации.
По словам госинспектора Службы строительного надзора Красноярского края Георгия Путинцева, разрешение на строительство должны выдавать органы местного самоуправления. Это является требованием Градостроительного законодательства.
Самой распространенной причиной отсутствия разрешений является отсутствие правоустанавливающих документов на землю. Путинцев поясняет, что чаще всего это вызвано тем, что большая часть дорог в краевом центре не зарегистрированы, то есть их как бы не существует.
Но все же, как объект может быть введен в эксплуатацию и использоваться уже год без главного документа — разрешения на строительство, как в случае с улицей Ленина? Путинцев уверяет, что такое в принципе недопустимо. Однако, возьмем ту же улицу Ленина. В администрации города уверяют, что объект уже сдан в эксплуатацию и разрешение на него не нужно. Позиция мэрии такова — здесь проводился не капитальный ремонт, а просто ремонт. То есть работы связанные с расширением проезжей части перекладкой полотна здесь принято называть ремонтом. С такой позицией в Службе категорически не согласны.
Как уверяет Путинцев, на Ленина все-таки был проведен капитальный ремонт, что подтверждается 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах…», и разрешение на строительство здесь требуется. Вот только делать надо было все немного в другой последовательности. Сначала правоустанавливающие документы на землю, госэкспертиза, потом разрешение и уж затем проведение самих работ.
Однако точки зрения двух ведомств различны не только по этому вопросу. В администрации, несмотря на отсутствие разрешения, считают, что улица Ленина уже введена в эксплуатацию. Путинцев замечает,что она может быть принята внутренними документами департамента городского хозяйства администрации Красноярска, однако на деле этой улицы как бы и нет и работы на ней не закончены (собственно, они не должны были даже начинаться — «ВК»).
- Заключения о соответствии этого объекта строительным нормам и правилам и проектной документации нет, следовательно нет разрешения на ввод, потому считать ее введенной в эксплуатацию невозможно, — подытоживает Путинцев.
В администрации мотивируют отсутствие разрешений на проведение строительства, реконструкцию и капитальный ремонт незарегистрированными правами собственности муниципалитета на дороги Красноярска. Как пояснила в письме в редакцию «ВК» заместитель главы города Инесса Акентьева, сейчас «департаментом муниципального имущества и земельных отношений проводится инвентаризация дорог и подготовка документации при регистрации». Вот только когда все это будет готово и насколько это изменит ситуацию на дорогах краевого центра, пока неизвестно.
Марк Захаров, "Вечерний Красноярск" фото Александра Паниотова