Немногие знают про поселок Есаулово, что в двадцати пяти километрах от Красноярска, не говоря уже о местных проблемах. К примеру, о том, что никак не улягутся страсти с местной скважиной, от которой «питаются» водой добрая половина деревянных домов, а также школа, стадион, садик и краевой детдом. Прошлой зимой, по словам сельской администрации, есаульские детдомовцы остались без питьевой воды и без тепла в батареях в двадцатиградусные морозы. И нет гарантии, что в предстоящие морозы обойдется без ЧП. Сельсовет винит во всем местный дом отдыха, который качает воду для бассейнов, представители же дома отдыха подают в суд на администрацию, по их словам, незаконно пытающуюся получить скважину. Корреспондент «КК» пыталась разгадать «колодезную тайну».
Сельсовет
Подъезжаем к неприметному деревенскому домику в глубине поселка. То, что это здание государственного значения, выдает разве что крохотный триколор, лениво покачивающийся на ветру, и солидные офисные двери. Нас встречает замглавы администрации Есауловского сельсовета Екатерина Долгова. Перебирая толстенные папки с документацией по делу, Екатерина Станиславовна посвящает в наболевшую «водную» проблему. На территории поселка еще в
- Данный объект, находящийся на земле населенного пункта, отнесли к муниципальной собственности, — поясняет Екатерина Долгова. — В 2005 году местная администрация включила эту скважину в свой реестр и зарегистрировала ее как свой объект. Это сооружение — стратегической важности, доступ сюда строго ограничен — ни глава, ни я не можем вот так запросто туда попасть, только специалисты.
Земля, где находится скважина, принадлежит населенному пункту, да и сам «камень преткновения» — скважина № 118, как показывают все планы, тоже находится на территории Есаулово. А вот уже дальше идет земля базы отдыха «Дружба».
- В выходные, когда у них начинается заезд, наполняются бассейны, а это огромный расход ресурсов — полдеревни без воды остается. В конце января-феврале случился аврал: ребятишки из детского дома остались не то что без питья, они просто-напросто замерзали — «встало» отопление. Шутка ли — дети спали в шапках и верхней одежде! А все потому, что мощности хватило только чтобы подать воду для дома отдыха, — возмущенно договаривает Екатерина Станиславовна.
ООО «
- «
Власти убеждают: ООО «
- На суде спрашивали «Красноярскнедра», на каком основании была выдана лицензия? — говорит Екатерина Долгова. — Те ответили, что по их координатам, мол, есть погрешность, и нахождение этих двух скважин совпало. А они абсолютно в разных местах находятся! Дом отдыха ведь совершенно бесплатно качает воду, по сути, за счет поселковой администрации.
Детдом
Едем к потерпевшим от всех этих «гидровойн» — в детский дом. Директор Есаульского приюта Виктор Кобзарев, как по выученному сценарию, рапортует: зиму, когда скважина была в ведомстве «
- Мы не жили, а мучались. Летом воды в туалетах не было, ребятишки элементарно смывать за собой не могли, — чуть смущаясь, рассказывает Виктор Николаевич. — А зимой в выходные не хватало давления, как раз тогда, когда, видимо, в «Дружбе» бассейны наполняли. Мы даже МЧС вызывали. Приходилось привозить воду, чтобы ребятам было что пить. А то, что зимой мерзли, — это да. Дежурили до ночи, с кочегарами у меня в кабинете сидели, чтобы трубы не разморозить.
Странно только во всей этой душещипательной истории то, что директор местного детского дома не может назвать точной даты, когда его пятьдесят воспитанников мерзли. Но факт остается фактом — вода до сирот просто не доходила.
— Я в курсе всей этой «войны» сельсовета и базы. Вот и говорю им, как посудитесь — решение суда мне дайте, чтобы понял, кому по тарифам деньги отдавать. Нам разницы нет, кому платить, на самом деле — лишь бы воды питьевой хватало и батареи грели. Как в магазине не хочется отдавать свои кровные за гнилой хлеб, так и тут — деньги готов платить за качественные услуги, — добавляет Виктор Кобзарев.
База отдыха
В сосновом бору, почти на самом берегу Енисея, находится вышеупомянутый дом отдыха. Мягко сказать, мы были удивлены, что представитель ООО «
- Проблема из пальца высосана, — начинает Денис Владимирович. — А о том, что дети в детском доме мерзнут, мы вообще не слышали. Ни одной жалобы ни от руководства детдома, ни от жителей поселка не поступало. Соответственно, откуда такая информация? ООО «
На вопрос, почему нельзя решить ситуацию «полюбовно» с есауловской администрацией, получаем не лишенный смысла ответ.
- А почему мы должны платить за то, что принадлежит нам? Вот, к примеру, у вас есть автомобиль, а к вам домой приходит
Выход
Местные власти поясняют: развязку свою дело так и не получило — лицензия
- Я вообще не понимаю, почему нельзя было нормально сотрудничать? — рассуждает замглавы сельсовета. — Очень «интересная» позиция у ребят из «Дружбы»: как они на суде сказали, почему мы сейчас должны платить за то, что пять лет подряд не платили? Даже судьи улыбнулись. Ведь можно же было в мировую все решить — платить в администрацию по установленным тарифам. Там копейки, по сути. Мы предлагали им установить время потребления воды, чтобы дефицита не возникало. Бесполезно.
У Дениса Адамовича свои взгляды на выход из местечкового не экономического, но водного кризиса.
— Лицензия действительна до 2023 года. И пусть сейчас с нас даже сняли обеспечительные меры, но вопрос о правомерности того, на что претендуют власти, открыт. Это и будет рассматривать иркутский суд, — рассказывает Денис Владимирович.
Вывод
Сказать, что ситуация не прозрачная, — ничего не сказать. Уж больно мутная вода в этом источнике водоснабжения целого поселка. С юридической точки зрения, не подкопаешься — разве что смущает вся эта неразбериха с номерами скважин и несовпадением в их кадастровых номерах. Это все, очевидно, взрослые игры взрослых людей. Но то, что в эти игры замешаны дети, и без того обиженные судьбой, с полным правом дает возможность назвать такие схемы жестокими.
Майя Сухорукова, "Красноярский комсомолец"