Главная
>
Статьи
>
Александр Калягин: «Театр – это не рынок услуг!»

Александр Калягин: «Театр – это не рынок услуг!»

20.02.2009
0

Какие вопросы наиболее остры для современного театра? Что мешает его развитию? Об этом на прошлой неделе в Новосибирске на Сибирском театральном форуме дискутировали театральные деятели СФО. Проблем немало — и творческих, и материальных, и законодательных. Главное, что волнует всех, как отметил известный российский актер, председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин, — как сохранить театр в условиях кризиса?Александр Калягин

Финансы урезают

- Власти регионов уверяют, что сокращение финансирования театров в 2009 году не предполагается. Но сами театры сообщают обратное. Например, театрам Хакасии выделены деньги только на зарплату и покрытие налогов. В Бурятии постановочные расходы сокращены на 50 процентов. Зарплата актеров в Алтайском крае — 4—5 тысяч рублей. В Республике Горный Алтай технические работники получают и того меньше — порядка 3 тысяч. Какие могут быть творческие результаты, когда зарплата актеров низведена до пособия по безработице? О каком развитии театральной культуры можно говорить, когда у театров нет постановочных средств, нет возможности заниматься своей прямой деятельностью — ставить новые спектакли?

Самое ужасное, что эта информация — не только прямой симптом надвигающейся катастрофы. Да, пока сокращается лишь финансирование. Но неужели следом начнут сокращать театры?.. Надеюсь, до этого не дойдет.

Многое зависит от губернаторов

- Конечно, отношение к театрам во многих местах определяется позицией руководителей регионов. И я искренне благодарен губернатору Красноярского края Александру Хлопонину, при содействии которого выделены деньги на ремонт красноярского Дома актера. Спасибо всем губернаторам, которые поддерживают театральное дело в Сибири. В СФО 79 театров, и кто-то сочтет эту цифру внушительной. Но для огромной Сибири она просто ничтожна. Важно ведь, чтобы развивались не только сибирские театральные столицы, но и небольшие города. Нельзя забывать простую истину: в городе, где есть театр, люди живут и ощущают себя по-другому. Например, театр им. Ленинского комсомола в шахтерском городке Прокопьевске. Я поразился, увидев в его репертуаре спектакль по пьесе Кольтеса — автора, к которому столичные театры только подбираются. В Прокопьевске идут спектакли по Кальдерону, Достоевскому — их смотрит молодежь. Хорошо работающий театр создает в городе культурную среду, другое мироощущение.

Есть такие театры и в Красноярском крае — театр из Мотыгинского района, театр «Поиск» из Лесосибирска. Неужели можно допустить, чтобы какой-то из них прекратил свое существование? Театры закрыть легко, открывать их чрезвычайно трудно. Кризис когда-нибудь завершится, но все, что будет разрушено, вряд ли восстановится…

Все лучшее — детям?..

- Особенно меня волнуют театры для детей. В Сибири их 19, 12 из них — театры кукол. В прошлом году гранты на постановку спектаклей для детей в рамках федеральной программы получили три театра Сибири — Томский ТЮЗ, Рубцовский драмтеатр и Прокопьевский театр им. Ленинского комсомола. Всего по России было выделено 17 таких грантов. Конечно, это очень мало. И я обращаюсь к учредителям театров — выступайте заказчиками на гранты!

И еще, считаю, необходимо активизировать гастрольную деятельность детских театров в тех местах, где таковые отсутствуют. СТД готов взять на себя решение оргвопросов, но здесь нужна государственная политика, целевая программа по поддержке гастрольной деятельности таких театров.

Сохранить национальные культуры

- Не меньше меня беспокоит проблема поддержки национальных театральных культур, которую тоже нужно решать на государственном уровне. В Сибири работают национальные театры в республиках Тува, Горный Алтай, Бурятия, Хакасия. На Алтае недавно был случай, когда режиссеру выделили на постановку 80 тысяч рублей. Представьте себе, 80 тысяч! А это вся смета спектакля, включая постановочные расходы и гонорары. Такая же ситуация в Бурятии, где постоянная нехватка постановочных средств. Нет денег даже на то, чтобы театры могли переводить и ставить детские пьесы на национальном языке.

Я прекрасно понимаю, что непросто живут и другие театры. Но речь об уникальных театрах, где сохраняют живой язык нации, хранят и развивают национальные традиции. Потерять такой театр — это значит потерять живой язык. А как говорил академик Лихачев, язык — главная культурная ценность любого народа.

Театр — не прачечная!

- Знаете, какие заявления меня особенно бесят? В концепции правительства «2020» говорится: надо стимулировать развитие рынка услуг в сфере культуры. Оказывается, наши спектакли, наши роли — это услуги, наравне с услугами прачечных, ресторанов, парикмахерских. Заявляю: театральная деятельность — не рынок услуг! Театры создают художественные произведения. Дело даже не в оскорбительных для слуха формулировках, а в том, что за этим скрывается оскорбительное отношение к культуре — и в частности к театрам. Несмотря на то что культура, как говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев, представляет смысл, главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государства. Нет культуры — их самостоятельное существование лишается смысла. Хорошо бы, чтобы все это понимали.

Битвы с законодателями

- Когда я еще был руководителем комиссии по культуре в Общественной палате, мы подготовили доклад «Культура и будущее России», где предложили новое видение культуры как ресурса развития страны. Но авторы концепции «2020» доклад Общественной палаты, видимо, не прочли или проигнорировали. Говоря в своей концепции о человеческом капитале, они называют образование, здравоохранение — все, что угодно, только не культуру. Сейчас мы совместно с Министерством культуры России сформировали рабочую группу по разработке концепции развития театрального дела — тоже до 2020 года. И мне кажется, там надо предусмотреть специальный антикризисный раздел. Главное — сохранить существующую сеть театров и устойчивое их финансирование, включая расходы на новые постановки. Важно сохранить все театральные программы — фестивали, конкурсы, мастер-классы, — все, чем живет современный театр и чем будет жить театр завтрашний.

А самая большая наша головная боль — 94-й ФЗ, закон о тендерах. Мы, учреждения культуры и искусства, бьемся за отмену этих тендеров и конкурсов с самого момента принятия закона. Госдума наконец-то внесла поправку, что облегчает ситуацию — с 1 марта не нужно будет проводить конкурс, чтобы пригласить на постановку режиссера или балетмейстера. Однако проблема до конца не снята. И надо сделать все, чтобы этот закон не распространялся на работу по выпуску и показу спектаклей. Когда игнорируется мнение специалистов при разработке и принятии законов, затрагивающих нашу сферу, результат получается плачевный. Мы два года бились за нормальную редакцию закона об автономных учреждениях. И ведь в конечном итоге все равно приняли нашу редакцию!

Или еще один пример: недавно Минздравсоцразвития, утверждая перечень должностей работников культуры и искусства, в перечень руководителей не включило должности художественного руководителя и главного режиссера. Когда мы обратились к разработчикам, нас «успокоили»: ничего страшного — художественный руководитель или главный режиссер может называться заместителем директора по художественной части. И смешно, и грустно…

Достучаться до власти

- Немало и других насущных проблем. Во многих российских театрах нет главных режиссеров. Не хватает главных художников — в Красноярском крае их нет в Красноярском ТЮЗе и в театре им. Пушкина, в Ачинском, Канском и Норильском театрах. Трудное продвижение современной пьесы. Подобные театральные форумы, которые также прошли уже на Урале и Дальнем Востоке (а всего их по стране будет семь), помогут нам лучше понять корень этих проблем, продумать наши действия по их решению. В дальнейшем, надеюсь, удастся донести наши пожелания до президента России Дмитрия Медведева и председателя правительства Владимира Путина. И я очень рад, что в форуме принял участие министр культуры России Александр Авдеев. Он наш единомышленник, разделяет наши заботы и одновременно представляет государственную власть. Вообще все, что делает наш Союз театральных деятелей, — он делает при поддержке Министерства культуры. И это для нас очень ценно.

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать