Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Оперативное вмешательство

Оперативное вмешательство

27.02.2009
0

Существенный дефицит кадров, приведение лечебных учреждений в соответствие лицензионным требованиям и оказание медицинской помощи жителям отдаленных территорий края. По словам министра здравоохранения края Вадима Янина, это главные задачи отрасли, которые предстоит решить в первую очередь.

По словам министра, в ближайшее время в крае будет создана «карта здравоохранения». Вадим Янин отмечает, что этот документ определит планирование и методику размещения медицинских учреждений в регионе с учетом территориальных особенностей.

- С целью оказания специализированной помощи жителям муниципальных образований края планируется формирование в Канске, Ачинске, Лесосибирске и Минусинске межрайонных центров, которые будут иметь единую клиническую вертикаль с краевой больницей. В 2009 году предполагается создать нормативную базу для работы таких центров и до 2015 года постепенно открыть их все, — говорит министр.Вадим Янин

Федеральный закон № 122, напоминает Вадим Янин, внес изменения в порядок распределения полномочий, обязав региональные власти принять под свое управление маломощные учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь.

- В результате мы получили разрозненную сеть слабоуправляемых медучреждений, где сложно обеспечить технологическую и кадровую вертикаль. Поэтому министерством планируется объединить маломощные учреждения в единую филиальную сеть. В связи с недостатком собственной ресурсной базы планируется привлечение частных организаций для оказания медицинских услуг в рамках государственного задания, — отмечает Янин.

Клиническая вертикаль

По данным министерства здравоохранения, на сегодняшний день дефицит врачей составляет более 3 тыс. человек, и это при наличии порядка 6 тыс. вакансий. Причем, по словам Вадима Янина, в лечебных учреждениях не хватает не только медперсонала, но и грамотных управленцев.

- Особой проблемой является дефицит подготовленных управленческих кадров, поэтому считаем, что одной из первоочередных задач должна являться программа обеспечения кадрового резерва управленцев, а также поиск новых подходов к формированию штатных расписаний лечебной сети. Для привлечения молодых специалистов муниципальные образования должны разработать специальные программы по их поддержке, — уверен министр.

Что касается формирования штатных расписаний, то, по словам Вадима Янина, нормативы, по которым они составляются на сегодняшний день, базируются на нормативных актах 80-х годов прошлого века.

- Укомплектованность отрасли врачебными кадрами составляет только 60%. При этом устроиться на работу сложно, поскольку вакантные ставки быстро разбираются, потому что позволяют получать прибавки к зарплате. Выпускники КГМУ не решат данную проблему, здесь нужны иные подходы — организационные, технологические и финансовые, нужны новые нормативы штатного расписания, более приближенные к действительности, — подчеркнул министр.

Также Вадим Янин предполагает, что к 2015 году удастся перейти на 60%, а к 2010 на 100% обслуживания сельского населения участковой помощью по принципу врача общей практики. По словам министра, необходимо создать, провести ремонт, обучить персонал и оснастить оборудованием на базе имеющихся врачебных амбулаторий и участковых больниц 260 офисов врачей и вновь построить еще 60.Однако у игроков рынка частной медицины принципиально другая позиция относительно семейных докторов, об этом «ВК» писал в прошлом номере.

Кроме того, отмечает Вадим Янин, для создания условий работы фельдшерских пунктов к 2015 году необходимо отремонтировать 400 ФАПов, а к 2020-му построить вместо пришедших в негодность еще 250.

Также Вадим Янин утверждает, что краевые власти не намерены сокращать количество ФАПов, но считает вероятным, что трети из них попросту не хватит персонала. Проблему планируется решать созданием «сестринских постов», однако ФАПами они называться уже не будут.

Лицензия на лечение

По словам Вадима Янина, одним из важнейших шагов ведомства в текущем году станет реализация программы по приведению лечебных учреждений в соответствие лицензионным требованиям.

- Трехлетняя реализация предыдущей программы позволила нам создать условия для получения лицензии структурными подразделениями 42 краевых и 133 муниципальными учреждениями здравоохранения. Основной проблемой при лицензировании является невозможность получения положительных санитарно-эпидемиологических заключений медучреждениями, построенными в 70-х годах прошлого века, — отметил Янин.

Он также добавил, что для приведения в соответствие зданий всем требованиям и нормативам необходимо порядка 26 млрд рублей. Председатель профильной комиссии ЗС Сергей Натаров отмечает, что в условиях финансового кризиса необходим иной подход к нормативным документам Роспотребнадзора.

- В этом вопросе есть как объективные причины: разгильдяйство руководителей лечебных учреждений, так и субъективные — очень жесткая позиция Роспотребнадзора. Ряд проблем край в состоянии решить, и мы это уже делаем, однако некоторые требования контролирующих органов в ближайшее время выполнить просто нереально. Есть поэтапная программа по лицензированию лечебных учреждений, для ее реализации выделены существенные средства, но это программа на перспективу, а больницам нужно работать уже сегодня, — считает Сергей Натаров.

Комментарий

Светлана Андронова, депутат Законодательного собрания края:
- Я считаю, что особое внимание сегодня необходимо уделить таким вопросам, как доступность медицинских услуг в районах края и лекарственное обеспечение населения. Существующая сегодня сеть ФАПов не охватывает отдаленные населенные пункты, а городские и районные больницы не всегда практикуют выезды в отдаленные территории.

Лекарственное обеспечение сегодня остается очень проблемным вопросом: пожилых людей волнует замена лекарств в рецептах. Мы понимаем, что нужно развивать отечественную фармацевтическую промышленность, но люди не понимают, почему им одно лекарство заменяют на другое, а разъяснительной работы врачи не проводят.

Юрий Данильченко, депутат Законодательного собрания края:
- Нам сегодня необходимо сконцентрироваться на решении ряда первоочередных задач, одна из главных — лицензирование медицинских учреждений. Ведь это проблема систематической и незаконной медицинской деятельности. В крае никогда не имели лицензий 5 краевых лечебных учреждений, 57 участковых больниц, 55 врачебных амбулаторий, 797 ФАПов. Лицензирование медицинских учреждений идет с 1994 года, то есть 15 лет они работают незаконно. К примеру, в Большой Мурте детская поликлиника не имеет лицензии: конечно, врачи не бросают больных ребятишек, но выдавать больничные листы их матерям, выписывать льготные рецепты и направления в краевые больницы не могут. Кроме того, врачи не получают надбавки к зарплате, положенные им по национальному проекту «Здоровье». В Ермаковской ЦРБ закончился срок лицензии, людей, независимо от состояния их здоровья, выписывают из больницы.

Справка «ВК»

На сегодняшний день из 69 краевых медучреждений не имеют лицензии на основные виды деятельности — 64, из 150 муниципальных — 19, из 81 участковой больницы — 57, из 82 врачебных амбулаторий — 55, из 969 фельдшерско-акушерских пунктов — 797. Министерство здравоохранения Красноярского края оценило лицензирование всех медицинских учреждений региона в 26 млрд рублей.

Цифры

В регионе действуют 64 краевых учреждения здравоохранения, 165 муниципальных, 10 федеральных и 14 ведомственных. В них трудятся более 60 тыс. медицинских работников, в том числе более 12 тыс. врачей. Бюджет отрасли в целом составляет более 27 млрд рублей. Ежегодно в стационары края госпитализируется более 200 тыс. человек.

Дмитрий Иванов, "Вечерний Красноярск"

Рекомендуем почитать