У России больше нет «финансового расписания» на 2010—2011 годы, а бюджет на 2009 год будет существенно пересмотрен. По оценкам Минфина, казна нынешнего года недоберет 30% доходов, дефицит в 8% ВВП в основном будет покрыт из Резервного фонда. Уточненный вариант бюджета на 2009 год будет рассмотрен правительством 19 марта.
Для того чтобы бюджет постоянно не пересчитывать, Минфин предложил в период кризиса вернуться к однолетнему планированию. В 2011 году Россия вынуждена будет прибегнуть к займам, а говорить о бездефицитном бюджете можно будет не раньше 2013 года. Правительство уже одобрило поправки в Бюджетный кодекс, кардинально меняющие весь процесс.
В ситуации, когда показатели нестабильны и могут существенно меняться, переход на годовое планирование доходов и расходов — самое оптимальное решение, считают эксперты.
Заведующая кафедрой «Финансы и кредит» Сибирского федерального университета Светлана Макарова отмечает, что на сегодняшний день у государства просто нет другого выхода.
- Принятие главного финансового документа страны на 2009—2011 годы было революционным изменением в рамках бюджетной реформы. Продвижение идеи именно 3-летнего бюджета ставилось во главу угла, много говорилось о том, что только за среднесрочную перспективу можно достичь серьезных результатов и повысить эффективность расходования бюджетных средств. Однако в этом случае появляются риски, связанные с точностью планирования доходов и расходов, поэтому в бюджете предусматриваются так называемые «условно утверждаемые расходы»: некий резерв, за счет которого будет происходить корректировка второго и третьего года утвержденного трехлетнего бюджета при влиянии каких-либо внешних факторов. Сегодня государство от этой идеи отходит, но только до 2010 года, поскольку при столь существенном падении цен на нефть просто нет иного выхода, — отмечает Макарова.
Фонд пригодился
Также Светлана Макарова считает, что федеральные власти со временем все же могут вернуться к трехлетнему бюджетному планированию.
- Высока вероятность, что с 2010 года возобновится 3-летнее бюджетное планирование, если, конечно, финансово-экономическая ситуация будет к этому располагать. Дело в том, что изменения, связанные с переходом на 3-летний бюджет, практически на 70% изменили Бюджетный кодекс, поэтому федеральные власти вряд ли вернутся к годовому планированию, — говорит Светлана Макарова.
Напомним, бюджет 2009 года верстался исходя из цен на нефть на уровне 95 долларов за баррель, а они упали больше чем в два раза — все прежние планы по доходам бюджета уже нереальны. Поэтому на федеральном уровне принято решение направить на финансовое обеспечение сбалансированности федерального бюджета в первом полугодии 1,6 триллиона рублей из Резервного фонда.
По мнению Светланы Макаровой, во время кризиса средства Резервного фонда тратятся не слишком эффективно.
- Порядок управления Резервным фондом и Фондом национального благосостояния, согласно Бюджетному кодексу, определяется нормативным правовым актом высшего исполнительного органа власти, то есть правительства страны. Средства Фонда национального благосостояния в 2008 году можно было тратить только на повышение пенсий, а Резервный фонд — на финансирование «нефтегазового дефицита» бюджета. Сегодня планируется покрывать текущие расходы за счет Резервного фонда, много средств которого было потрачено на поддержку банковской сферы. Получается, страна при благоприятных условиях копила средства, а во время кризиса тратит их не слишком эффективно, — говорит Светлана Макарова.
Кроме того, правительство одобрило приостановку на четыре года действия нормы Бюджетного кодекса, ограничивающей предельный размер дефицита госбюджета в 1% ВВП.
Однако Светлана Макарова считает, что отказ от лимитирования дефицита — мера нелогичная.
- Я отрицательно отношусь к отказу от лимитирования дефицита бюджета, — подчеркивает она. — В Бюджетном кодексе есть его предельные размеры, что позволяет сдерживать желание законодателей принять расходную часть выше доходной, несмотря на утверждение при этом конкретных источников покрытия дефицита. А основным источником здесь служат займы и кредиты. Если говорить о федеральном бюджете, то речь может идти об эмиссии государственных ценных бумаг, увеличивающей государственный долг России, за который впоследствии придется рассчитываться. В середине 90-х годов мы это уже проходили: тогда государство занимало очень большие средства.
Жизнь в кредит
Откажется ли Красноярский край от бюджетной «трехлетки», пока неизвестно. Светлана Макарова отмечает: правовая основа для сохранения главного финансового документа региона до 2011 года есть.
- В Бюджетный кодекс России внесены необходимые изменения, поэтому краевым властям также можно отказаться от 3-летнего бюджета. Хотя в кодексе прописано, что у региональных властей есть выбор, поэтому вовсе необязательно это делать. Правовая основа оставить в крае 3-летний бюджет существует, но все будет зависеть от позиции исполнительной и законодательной власти. Что касается муниципальных образований края, то им и на 2009 год можно было составлять годовой бюджет, — говорит Светлана Макарова.
Одно известно точно: край намерен брать государственные кредиты для компенсации выпадающих доходов. Об этом, по данным информационного агентства «KNews», заявил после возвращения из федерального центра министр финансов края Михаил Котюков.
- Если говорить о реализации нашего бюджета, то ситуация напряженная, но оснований для паники нет никаких, — заявил Котюков. — По данным Минрегионразвития, анализ состояния субъектов Федерации показал, что на сегодняшний день те регионы, которые в последние несколько лет активно развивались — а это в основном регионы с серьезным промышленным сектором, кроме Красноярского края, это также Кемеровская, Тюменская, Челябинская области, — испытывают серьезные сложности в наполнении бюджета и не могут выполнить свои обязательства по расходам.
Он также рассказал, что бюджетные кредиты планируется предоставлять преимущественно на возвратной основе, и край будет получать их на срок до трех лет.
- Сегодня мы взаимодействуем с министерствами финансов и регионального развития страны и говорим о том, что развитым, промышленным регионам нужна поддержка. Мы говорим, что нам нужна специальная помощь, что в регионах есть налогооблагаемая база, которая по объективным причинам пока испытывает некоторые затруднения. По мере изменения ценовой конъюнктуры в благоприятную сторону эти кредиты будут возвращаться. Сумма, которая может быть выделена нам, в настоящий момент уточняется, расчеты ведут специалисты края и Федерации. Одновременно готовятся соответствующие поправки в бюджет России, — отметил Михаил Котюков.
Цифры
На сегодняшний день Резервный фонд России составляет 4,9 триллиона рублей, Фонд национального благосостояния — порядка 3 триллионов рублей. В 2009 году бюджетный дефицит составит около 8% ВВП, в 2010 году — 5%, а в 2011-м — 3%. Дефицит бюджета правительство намерено закрыть прежде всего за счет средств Резервного фонда, взяв оттуда 2,7 трлн руб. 1,5 трлн руб. выделяется на антикризисные мероприятия. Из этой суммы 367 млрд руб. направят на выполнение социальных обязательств, 300 млрд руб. причитается регионам в качестве компенсации выпадающих доходов, 350 млрд руб. получит реальный сектор экономики и 555 млрд руб. — банковская система.
Дмитрий Иванов, "Вечерний Красноярск"