Есть список 500 самых капитализированных компаний мира. Российское участие в нем фиксируется с начала
Наши в топе
Что, собственно, и произошло. Вот перед нами список-2009, и что мы видим? Для начала мы видим, что мировая стоимость активов просела менее страшно, нежели российская. Так, если брать 500 гигантов, то год назад они весили 26,8 трлн долларов, сейчас 15,6 трлн, что меньше на 45%. Падение значительное, но все же на проценты, а не в разы, как у нас.
Интересно, что менее всего пострадал
Однако назовем героев кризиса, тех, на ком он почти не отразился. Лучше всех устоял в
Если брать по отраслям, то менее всего пострадали высокие технологии; если брать по странам, то всех устойчивее оказался Китай. Словно бы в оправдание поговорки «новичкам везет». Так, еще в 2006 году в рейтинге не было ни одной китайской компании, в 2007 году — уже сразу 7, в 2008 году — 25, и третье место после США и Англии с 7,3% от общей капитализации топа. В 2009 году в топе уже 27 китайских компаний, 8,7% общей капитализации и второе место. Если приплюсовать к китайским компаниям гонконгские и тайванские, то будет вообще 47 компаний весом в 12%. Правда, тут надо оговориться: а что такое китайские компании и вообще Китай? Есть версия, что это место базирования западных же денег, вынесших себя в уголок планеты с низкими издержками, прежде всего низкой зарплаты (грубо говоря, одну и ту же работу американец будет делать за 5 тысяч долларов, русский — за тысячу, китаец — за 200 баксов). Даже не впадая в конспирологию, за «Великим Китаем» можно разглядеть уши старых денег, прежде всего американских и британских. Там что правильнее говорить не «Восток одолевает Запад в тяжелой борьбе», а «мировой капитал немного перетек к Востоку».
Увы, впереди
Но вернемся к статистике. «Национальная принадлежность» компаний, транснациональных по определению, — дело тонкое, но обычно считается по стране, где платятся налоги и где в основном торгуются акции. В топе сейчас 181 американская компания и 39% капитализации, но в динамике хорошо видно, что доля США падает. Пять лет назад американских компаний было 227, почти половина списка. Если брать Европу, то по числу компаний впереди Англия, потом Франция, Германия, Италия, Испания, Швейцария и только потом Россия с 6 компаниями. Вот имена героев: Газпром, Роснефть, ЛУКойл, Сургутнефтегаз, Сбербанк, Норникель. Это
Увы, как уже сказано, мы впереди планеты всей — если в мире наиболее пострадавшие отрасли упали в 2 раза, то у нас примерно на порядок. Нечто подобное, впрочем, было в
Великая санация?
А если оторвать взгляд от топа и посмотреть на картину в целом, ну совсем в целом: какие тенденции были в капитализме на планете и какие идут на смену? Какая была норма прибыли, какие отрасли поднимались, что было мейнстримом, что будет?
Начнем с базового: несколько десятилетий в мире была эпоха дешевых денег. Крайне дешевых. Ставки рефинансирования в развитых странах приближались к нулю. Кредит был более чем доступен, ставка по депозитам невелика. Это давало выживать почти какому угодно бизнесу. Рентабельность 5% годовых — ну и ладно. Ситуация на рынке кредитов и депозитов делала бизнес с такой рентабельностью вполне уместным, для инвесторов — привлекательным. Хорошо, что вообще рентабельный. Ибо вторым трендом эпохи, кроме «дешевого кредита», был еще кредит «практически безвозвратный», когда ликвидность просто накачивалась без намерения погасить долги к конкретной дате. Надо будет денег — еще возьмем. Близость к кредитным ресурсам, к финансированию под «честное слово» и «биржевую капитализацию» оказывалась важнее, чем собственно рентабельность.
Сейчас уже признано, что это было
Конец эпохи дешевых денег
Сейчас апофеоз эпохи дешевых денег и одновременно ее конец. Центробанки крупнейших стран (Россия к таковым, правда, не относится) готовы давать деньги едва ли не под 0%. Только берите и
Но за эпохой дешевых денег неизбежно последует эпоха денег дорогих. Будут новые направления (те же биотехнологии, например), будут новые «пузыри» уже на них. Но деньги перестанут давать почти бесплатно и почти под что угодно. Лафа кончится. Бизнесы по всему миру пойдут вымирать независимо от размера, а это уже коснется и нас.
Александр Силаев, «Вечерний Красноярск»