Главная
>
Статьи
>
Владимир Демидов: «В то время как другие отрасли почти на грани, туристический бизнес растет»

Владимир Демидов: «В то время как другие отрасли почти на грани, туристический бизнес растет»

13.08.2009
2

Несмотря на то что поток туристов, выезжающих за рубеж, снизился, а цены на путевки поползли вниз, туристическая отрасль чувствует себя достаточно вольготно. Более того, количество турагентств даже выросло. О парадоксах отрасли рассуждает генеральный директор группы компаний «Дюла» Владимир Демидов.

Москва наступает

Владимир ДемидовВладимир Петрович, насколько заполнен туристический рынок Красноярска, как он поделен между игроками?

Сложно судить об объеме туристов, отправляемых за рубеж из Красноярского края. Статистика только формируется, и с точностью до процента вам об этом никто не скажет. Ведь выезжают не только напрямую из Красноярска, но и летят через Москву, Новосибирск. Можно приблизительно оценить количество чартеров, например.

Исходя из этого «Дюла» занимает около 30 %. Но тут раз на раз не приходится — в прошлом году было больше — примерно половина всех туристов была нашей.

С чем связано изменение расстановки сил?

Пришло несколько московских туроператоров. Думаю, рынок сегодня перенасыщен, и, естественно, наша доля стала меньше.

Конкуренция жесткая с москвичами? Давят?

Тут даже дело не в том, давят или не давят. Это объективный и вполне закономерный этап жизни. До определенного момента местный рынок развивался самостоятельно. Собственно, отрасль двигало всего несколько серьезных красноярских туроператоров. В Российский союз туриндустрии от края, кстати, входит всего пятнадцать компаний. Думаю, именно они до определенного момента и формировали картину.

Сегодня ситуация другая. Нет, не скажу, что с москвичами сложно конкурировать или легко. Просто рынок стал другим. Они занимают свою долю, мы свою. К слову, в Красноярск москвичи зашли в самую последнюю очередь. Когда столичные компании работали в соседних Иркутске, Кемерове, Новосибирске, у нас их и в помине не было.

Почему?

Спрос вполне удовлетворялся местными компаниями. Разнообразие направлений в точности повторяло московские. Пул агентств и операторов держал чартеры, и мы справлялись своими силами.

Может, благодаря собственной авиакомпании?

Конечно, это играло не последнюю роль. Красноярцы более свободно могли оперировать этой составляющей — заказывать чартеры. А у москвичей такой свободы не было. Возможно, они зашли к нам как раз из-за того, что собственной авиакомпании сейчас в крае нет.

Схема попадания самолета в Красноярск, чтобы выполнить чартерный перелет, достаточно сложна. Пригнать борт из Москвы ради одного или даже трех рейсов в неделю? Это очень дорого. Потому все схемы, которые предлагают москвичи, строятся по-другому.

У нашего партнера «Tez-тура», например, самолет находится в Анталье и каждый день совершает вылеты в российские города. Он постоянно задействован. Конечно, при такой схеме полеты себя оправдывают. И все равно это не так удобно, как было во время существования в Красноярске местного авиаперевозчика.

- Местные туроператоры такого себе не могут позволить?

- Нет. Ведь местный туроператор находится в одном городе, регионе. Собственно, так всегда и было. Это специфика отрасли.

В связи с отсутствием у нас своей авиакомпании не стали ли туристы больше летать из других городов?

В две традиционно популярные у нас точки — Таиланд и Турцию — можно попасть каким-то другим путем — не напрямую из Красноярска. Но в любом случае удобнее и выгоднее летать из нашего города. Так что, думаю, туристов, которые ищут «обходные» пути, немного.

В Турцию за 8 тысяч

Буквально месяц назад в Турцию можно было улететь за восемь тысяч рублей. Это что, кризис или истинная цена путевки?

Эта ситуация наблюдалась в июне. Тут все просто. Туроператор планирует на определенный период какое-то количество рейсов. Их нужно, естественно, заполнять. Рынок перенасыщен предложениями, и рейсы не заполняются. Не летать же порожняком. Вот и вынуждена компания в надежде на июль и август снижать цену.

Кстати, тут в первую очередь речь ведется как раз о стоимости перелета, а не обслуживания собственно в месте отдыха.

А какова рентабельность таких горящих путевок?

Ноль. Если не минус. Судите сами. Билет продавали по 79 долларов туда-обратно. На самом деле себестоимость такого перелета равняется 600 долларам. Вот эту разницу туроператор вынужден был платить из своего кармана.

Не сохранилась ли такая тенденция сегодня?

Уже нет. Но вот люди-то привыкли к горящим местам и еще недели две назад ждали — а вдруг опять. Но сегодня уже поняли — в этом году такого больше не будет. Улететь за такие деньги на отдых в Турцию действительно сказка или мечта.

Но такое падение связано с кризисом?

Нельзя сказать однозначно. Июнь-июль — не самое лучшее время. Вот в августе Турция обыкновенно хорошо продается. Кроме того, в начале этого лета было отчего-то очень много рейсов. Вот борты и уходили полупустыми.

На самом деле, думаю, рынку крупно повезло, потому что с такими ценами, что были в июне, и до греха недалеко. Доплачивать по 500 долларов за место — это, знаете ли, ощутимо.

Туризм и кризис

Насколько вообще кризис повлиял на отрасль? Исчезли с рынка какие-нибудь игроки?

Знаете, в этом смысле туристский рынок достаточно интересен. Количество турфирм не сократилось, а даже увеличилось. В то время как другие отрасли почти на грани, наш бизнес растет. С чем это связано? Парадокс? Сказать очень сложно. Хотя, с другой стороны, если мы говорим о выездном туризме, то объемы туристов, конечно, упали. В целом. Но тут надо очень четко все дифференцировать. Например, в нашей компании при том же снижении количество туристов, которые летят в Турцию, даже увеличилось. Объем продаж путевок в Таиланд зимой также не уменьшится.

С чем это связано? Как-то пристрастия туристов изменились?

Владимир ДемидовДа, меняется структура предлагаемого компаниями продукта. Покупаются самые дешевые путевки. Такая тенденция заметна как в чартерных программах, так и в индивидуальных. Вот за счет чего турецкое направление выросло? За счет дешевизны.

Наша компания, например, раньше продавала автобусные туры единицам. Теперь же это достаточно популярное направление. Потому что это самый дешевый отпуск — от трехсот до пятисот евро.

Кроме того, изменилась глубина продаж. Теперь туры не продаются на месяц или два вперед. Раньше в мае было продано уже 70 % августа. Теперь основные покупки совершаются в последнюю неделю.

Еще раз про кризис. Некоторые расходятся во мнении, где и когда наступит дно. Но вот если совсем плохо будет, ездить перестанут?

Не думаю. Дело в том, что говорить о выездном туризме и отдаче от него достаточно сложно. Ведь для компаний это отнюдь не единственный вид заработка. «Дюла», например, имеет достаточно большие объемы туристов, которые ездят на местные и российские курорты.

Что будет, если наступит дно? Не знаю. Возможно, поток туристов и будет сокращаться, но поймите, то, к чему люди привыкли, уже достаточно трудно у них отнять. Россияне привыкли менять обстановку в отпуске. Им это просто необходимо. Потому ездить отдыхать все равно будут. Может быть, не за рубеж… Да на тот же «Бузим», который сегодня, кстати, пользуется популярностью. Там загрузка больше, чем в прошлом году.

Да и въездной туризм — тоже не последнее направление. На сегодняшний день мы приняли около 500 иностранцев.

Рентабельность снизилась?

Конечно, если путевки продаются по 79 долларов. До кризиса рентабельность составляла от 10 до 20 %. Сегодня — 3—10 %.

Законы выживания

Все же о москвичах. Не думаете ли вы, что такой демпинг навязывается именно столичными компаниями?

- Это естественно. На местный рынок пришло сразу четыре московских туроператора. Конечно, они хотят вытеснить друг друга. Предлагают дешевый продукт в надежде, что конкуренты сдадутся и уйдут. Победитель в таком случае будет иметь возможность отбить нынешние потери.

Думаю, кто-то из москвичей действительно уйдет с местного рынка. Четырем компаниям здесь просто тесно.

Может быть, российский рынок приходит к некоей зарубежной модели?

Видимо, да. За рубежом в каждой цивилизованной стране работает несколько федеральных операторов. Остальные — агентства. У нас такая картина лишь начинает формироваться. Европа же пришла к этому уже давно.

А в чем отличия между оператором и агентством? Большинство так и не может в этом разобраться.

Оператор — это тот, кто формирует продукт, составляет тур — перелет, размещение, виза, трансферт и так далее. В большинстве случаев население и не столкнется никогда с оператором, потому что с частными клиентами он не работает. Оператор лишь предлагает агентствам уже готовый продукт. За определенный процент агентство продает путевки. И в законе это, кстати, прописано. Турист приходит к агентству, и в договоре должно быть четко указано, тур какого оператора оно продает. Агент — это всего лишь посредник. Большая часть ответственности лежит на операторе. Все, что происходит на маршруте, — его зона.

Читайте договоры!

Вопрос простого туриста. Если что-то случилось на маршруте, куда обращаться? В агентство? Но оно вроде и ни при чем. А крупный московский туроператор далеко.

Конечно, когда туроператор был в Красноярске, разбираться было легче. Теперь разбирательства могут усложниться, но это вовсе не означает, что концов не найти.

Допустим, турист прилетел и уже здесь в Красноярске начал предъявлять претензии. В первую очередь, конечно, нужно идти в агентство, с которым вы заключили контракт. Подчеркиваю, агент до конца должен нести свои посреднические функции. Если проблемы возникли из-за какой-то мелочи, их вполне можно решить и на месте. Для этого туристу должны выдаваться соответствующие памятки, где прописаны все телефоны менеджеров, контакты партнеров, которые находятся в той стране, куда он выезжает.

Практический совет для простых людей: на что в первую очередь обращать внимание туристу? Сразу оговоримся, что большая часть наших туристов договоры не читает.

А вот и зря. Если мы хотим сделать рынок туруслуг цивилизованным, избавиться от обмана и при этом примем за данность утверждение «наши договор не читают», мы ничего не изменим. Туристы должны начать читать. И самое главное — знать, что там должно быть написано. Для этого нужно проводить ликбез на уровне исполнительной, законодательной властей. Роспотребнадзор должен в этом участвовать. Ведь агентство рассказывает о правах человеку лишь тогда, когда тот пришел за путевкой.

Турист и вправду порою очень безалаберно относится к планированию поездки. И как бы мы ни хотели сделать что-то за него, просто не сможем. Думать-то его не заставишь. Да даже не думать, а просто открыть сайт Роспотребнадзора — поинтересоваться, что должно быть прописано в договоре, что представляет из себя компания, с которой он собрался ехать. У нас же происходит так — обзванивают все фирмы и выбирают ту, которая подешевле. При таком подходе пенять можно лишь на себя любимого.

Но все-таки с первого взгляда определить хорошее агентство можно?

Советы а-ля посмотрите на офис компании, там должно быть чисто и уютно, не действуют. Сейчас каждый предприниматель старается сделать так, чтобы в его офисе было чисто. Ведь это визитная карточка компании, в особенности если вы работаете с людьми.

Конечно, есть некоторые внешние признаки. Например, наличие наглядных материалов, их качество, профессиональность менеджеров. То, как вам рассказывают о продукте и на чем делают акцент, тоже очень важно. Кроме того, в компании вас должны осведомить о ваших правах и, самое важное, об обязательствах агентства и оператора. Но все-таки самое важное — это договор.

Кстати, участники рынка планируют в скором времени создать некий типовой договор и разместить его в Интернете, чтобы человек знал свои права.

А что, обычно агентства в договоре права не обозначают или только в угоду себе?

Пишут то, что хочется, и то, что выгодно. И вовсе не обязательно, что агентство захотело смошенничать. Может быть, его сотрудники сами не знали. И такое бывает.

Самый распространенный момент касается денег. В некоторых агентствах прописывается: если турист отказался от поездки за тридцать дней, ему возвращается вся сумма. За 15 дней — получает половину суммы. Если за три дня — денег ему не вернут. Это недопустимо: в законе четко прописано, что сумма должна быть возвращена полностью в любом случае за вычетом расходов агентства.

 В крае планируется создать некий рейтинг туркомпаний. Как вы думаете, если его составить сегодня, сколько попадет в черный список? Насколько объективным будет этот рейтинг?

Не знаю. Думаю, вопрос о рейтинге должен еще обсуждаться и обсуждаться. Я понимаю, что он нужен, и для потребителя это было бы очень удобно. При этом речь не обязательно идет о некоем списке с расстановкой по местам. Но пока, по крайней мере у меня, нет четкого понимания, кто и как его может составить.

Как вы относитесь к идее создания СРО в отрасли?

Пока ничего срочного в этом нет. Может быть, для строителей, у которых СРО уже создана, это и актуально. Пока в туризме такой необходимости я не вижу. Должна быть система управления отраслью: министерство, финансовое обеспечение и так далее. Так что острой нужды в саморегулировании, на мой взгляд, нет. Наверное, можно начинать создавать СРО. Но торопиться не стоит.

Марат Винский, «Вечерний Красноярск»

фото Александра Паниотова

Рекомендуем почитать