Стоит ли поддерживать конкуренцию за рабочие места в коллективе?
В последних числах января 2009 года сотрудников одного из красноярских предприятий по производству торгового оборудования, пребывающих в неоплачиваемом отпуске, неожиданно попросили приехать на работу. Руководство объявило коллективу, что дела компании плохи и, чтобы выжить на падающем рынке, нужно реорганизовать структуру предприятия — вместо трех ООО в трех цехах создать одно: так, мол, придется платить меньше налогов. После чего для спасения компании и своих рабочих мест всех попросили написать заявления об увольнении по собственному желанию, пообещав тут же принять на работу в новую организацию. На работу люди вышли уже через несколько дней. Но в том составе, в каком определило руководство…
Красная карточка
На фоне таких манипуляций в реальном секторе кадровая политика финансовых учреждений выглядит образцом социальной ответственности. Тех, кто не ушел заранее и не согласился увольняться «по собственному», увольняли по закону, со всеми положенными выплатами. Но как? «Мы еще перед Новым годом знали, что в нашем отделе сократят двух человек, — рассказывает Ольга, сотрудница красноярского филиала одного из федеральных банков. — По сравнению с другими отделами это немного. Как будет приниматься решение, было неизвестно. Говорили, что у руководителей отделов просто спросили — кого не жалко? Но все равно информация о „кандидатах на выбывание“ почти ни для кого не была секретом. Мы сидели за столом, провожали одну „выбывшую“ и знали, кто будет следующей. Знали все, кроме нее самой. На душе было гадко».
Следующая волна сокращений в этом отделе ожидается осенью. Ольгу и ее коллег уже уведомили об этом под роспись. Как и в прошлый раз, «избранные» узнают о решении руководства за две недели.
Анна Раткевич, директор
Чтобы снизить напряженность среди остальной части коллектива, Анна Раткевич настоятельно рекомендует обстоятельно рассказать людям, чем вызвано сокращение и по каким правилам оно будет проводиться. Это не просто этично — это выгодно. Если сотрудники четко понимают, что под сокращение попадут те, кто показывает худшие результаты (естественно, для этого должен быть прозрачный механизм их оценки), и если они заинтересованы в работе в этой компании, они будут повышать производительность труда, и в «период неопределенности» есть хороший шанс добиться в этом отношении прорыва.
«А что вы хотите — кризис!»
Кстати, западные исследования одной из главных причин низкой производительности труда
в России называют как раз отсутствие равноправной конкуренции среди работников компании. «Равноправной, — подчеркивает
И все же прибегать к «игре на выбывание» Анна Раткевич советует только в крайних случаях. Продуктивнее искать иные возможности повышения эффективности, диверсифицировать производство, выходить на новые рынки, претендовать на новые ниши. «Мы не индивидуалисты, мы коллективисты. Одна из важных особенностей российского коллектива — мы всегда боремся за его сохранность. И многие сотрудники сделают невозможное, чтобы только его сохранить». Именно это, по словам
Впрочем, стремиться сохранить коллектив, предлагая вместо секвестрования штата сокращение рабочей недели, совмещение и прочие варианты, будет любой вменяемый руководитель, который сам создавал свой бизнес и сколько-нибудь им дорожит. «Все понимают, что кризис не вечен», — говорит бизнес-тренер Александр Корягин. Однако без увольнений, по его мнению, сегодня не обойтись: рынок был здорово перегрет: «В так называемые докризисные времена на рынке труда возникла парадоксальная ситуация, когда
Вообще, напоминает он, любой человек, нанимающийся на хорошее или даже среднее место, должен отдавать себе отчет в том, что пожизненного найма ему никто не обещал. И обезопасить себя от происков конкурентов можно разве что на должности дворника в муниципальном детском саду.
Меры пресечения
Однако конкуренция, напоминает президент объединения
1) сотрудник на первое место будет ставить свои личные цели;
2) сотрудники начнут искать ошибки у коллег, значительная доля энергии (и рабочего времени) при этом тратится на слежку и доносы;
3) сотрудники могут искажать информацию;
4) возрастут риски сбоев и брака в производственных и прочих цепочках, поскольку смежные звенья заинтересованы не в исправлении, а в выявлении чужих ошибок;
5) cотрудники могут создавать проблемы для других, чтобы быть лучшими на их фоне.
Чтобы избежать оборотной стороны конкуренции,
производительности труда».
с
Если же конкуренция неуправляема, в условиях стресса, пусть даже мнимого, она приведет к выяснению отношений между сотрудниками, интригам и статусным войнам. Психологический климат в организации при этом резко ухудшается, внутри компании исчезает доверие, и она
сотрудников в тяжелые времена.
Вероятность подобного развития событий в отдельно взятой организации слабо зависит от положения дел на мировых рынках (кризис не создает новых проблем, он проявляет имеющиеся, утверждают эксперты). По корпоративной вертикали транслируются ценности директора. «Анкетируя персонал, мы регулярно сталкиваемся с такими высказываниями: «Руководителю доверять нельзя», «Начальник всегда прав», «Клиенты — случайные люди», — рассказывает Анна Раткевич. По ее наблюдениям, их частота четко коррелирует с позицией, которую разделяет руководитель.
Поэтому она рекомендует немедленно пресекать среди подчиненных конфликты, где спор из профессиональной сферы переходит в личную, никогда не переходить на личности в отношениях с сотрудниками самому и предельно жестко отвечать на вскрывшиеся интриги: выговор — не внял — увольнение.
День независимости
Но легко сказать — уволить! А если это особо ценный кадр — скажем, самый успешный менеджер продаж с уникальной клиентской базой, но с прескверным характером? Александр Корягин советует попробовать вывести такого сотрудника в «самостоятельное плавание», сведя к минимуму его пересечение с коллегами. Разок-другой можно провести воспитательную беседу. «Но я очень сомневаюсь в том, что руководитель должен брать на себя воспитательные функции. Его дело — отбор. Самого хорошего продажника, если он асоциален, проще уволить, потому что самый идеальный продажник никогда не заменит выстроенный коллектив, не говоря уже о том, что в этом случае руководитель становится зависим от такого суперспециалиста. В итоге возникает вопрос — кто кем управляет?».
Специалисты
конкурентное преимущество.
Гораздо хуже, если источником деструктивных конфликтов становятся люди, которые отвечают за климат в компании: директор по персоналу либо сам руководитель. Но и тут положение поправимо. «Если руководитель самодур, я могу дать один совет, — говорит Александр Корягин, — побыстрее воспользоваться представившейся возможностью покинуть эту компанию, потому что безработица — это
Татьяна Чабан, фото Эдуарда Карпейкина.
Журнал «Советник. Грамотное управление».