Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Неприкасаемых во власти не будет

Неприкасаемых во власти не будет

19.08.2009
1

Чиновники станут более доступны для проверок

С начала следующей недели нарушителей антимонопольного законодательства ожидают не только более внушительные штрафы, но и возможность увидеть небо в клеточку. С этого момента вступает в силу второй пакет антимонопольных законов, подписанный недавно президентом Дмитрием Медведевым. При этом чиновники уверяют, что в целом бизнесу станет дышать легче.

Затратный метод

Изменили несколько статей в трех федеральных законах: «О защите конкуренции», Кодексе об административных правонарушениях и «антимонопольную» 178-ю статью Уголовного кодекса.

Валерий ЗахаровВ ФЗ «О защите конкуренции» внесены изменения в статьи, которые регламентируют порядок установления монопольно высокой или низкой цены товара. По словам главы УФАС по Красноярскому краю Валерия Захарова, теперь при определении завышенной монополистом цены антимонопольщики могут применять как затратный метод (рассчитывать стоимость исходя из суммы расходов и прибыли, необходимых для производства и реализации товара), так и метод сопоставимых рынков. Таким образом, у ведомства существенно расширяются возможности по выявлению нарушений. Правда, монопольно высокой не может быть признана цена на товар, который является результатом инновационной деятельности.

И, пожалуй, самое главное и для некоторых неприятное — у УФАС появляется больше возможностей для проведения проверок органов государственной власти и местного самоуправления.

- Ранее органы госвласти были неприкасаемыми с точки зрения антимонопольного закона. Что бы ни делало Законодательное собрание, оснований для правоприменения к нему у нас не было. Теперь неприкасаемых во власти не будет, — говорит Захаров.

Однако в каком-то смысле антимонопольный пакет смягчил ситуацию. Например, устанавливается срок давности нарушения, за которое можно призвать к ответственности. Он равняется трем годам.

Ранее антимонопольщики могли совершать не ограниченные по времени экскурсы в историю.

Легче дышать

При этом, несмотря на общее ужесточение законов, Захаров считает, что бизнесменам будет легче дышать. Действительно, новая редакция разрешает уведомительный порядок совершения сделок внутри группы лиц.

- Все эти законы на две трети направлены против недобросовестных чиновников, которые нарушают права предпринимателей. Поправки значительно расширяют возможности привлечения чиновников к ответственности за предоставление преференций отдельным компаниям. А это сейчас происходит на каждом шагу, — говорит Захаров.

Теперь чиновников могут не просто привлечь и наказать рублем. Предусматривается возможность дисквалификации от шести месяцев до трех лет. Кроме того, придется возместить бюджету потерянные средства.

Соответствующие изменения внесены и в КоАП. Кстати, для чиновников, которые совершили административное нарушение, срок давности, напротив, увеличен — с двух месяцев до года.

К слову, наибольший рост нарушений антимонопольного законодательства фиксируется как раз со стороны органов государственной власти. В первом полугодии в Красноярском крае было рассмотрено 151 подобное дело. За аналогичный период прошлого года таких дел было всего 56.

Помимо прочего, четко регламентируется стандарт информации, которому должны следовать участники оптового и розничного рынков электроэнергии.

Тройка за поведение

Самое существенное и интересное в изменениях антимонопольного законодательства — уголовный аспект. Теперь монополистов можно в буквальном смысле сажать за решетку. В 178-ю статью уже внесены изменения.

В частности, за ограничивающие конкуренцию соглашения, согласованные действия и неоднократное злоупотребление доминирующим положением можно расплатиться 300—500 тыс. рублей или лишением свободы на срок до трех лет. Также уточняются понятия «особо крупный ущерб» и «извлечение дохода в особо крупном размере». За такое можно сесть на шесть лет и получить штраф в сумме до одного миллиона рублей. А если нарушитель при этом еще и силу применял, то суд может упечь фигуранта на семь лет.

Захаров, правда, не исключает, что нарушители будут пользоваться примечаниями и станут «оказывать содействие в раскрытии преступлений и возмещать ущерб». Заниматься практическим раскрытием дел по Уголовному кодексу будут правоохранительные органы.

- Мы не являемся силовыми органами и на нас лежит только лишь административное преследование, — поясняет Захаров.

Олег ХарченкоПо словам заместителя руководителя УФАС по краю Олега Харченко, в практике не встречается изолированных дел. Все они объединяют в себе несколько статей. Например, недавний случай в Тюхтетском районе. Администрацией территории был неправильно проведен аукцион. Когда управление выдало предписание провести аукцион во второй раз по всем правилам, администрация растерялась, так как 16-квартирный дом был уже построен.

- Теперь необходимо возбуждать дело по нарушению закона о конкуренции, согласованных действиях хозяйствующего субъекта и муниципального управления, — говорит Харченко.

Потому рост количества нарушений о размещении заказов ведет к увеличению нарушений и закона «О защите конкуренции». По словам Харченко, второй пакет законов наверняка приведет к большому росту дел об административных нарушениях и в перспективе к привлечению нарушителей к уголовной ответственности.

К слову, при привлечении монополистов к ответственности теперь не нужно подсчитывать их долю на рынке. Так называемого порога доминирования теперь практически не существует. Конечно, само понятие о доминирующем положении на рынке сохранено. Это по-прежнему 35 и более процентов.

Но теперь антимонопольщики могут вмешиваться в дело, даже если доля меньше.

- Предметами нашего внимания в первую очередь становятся поведение и конкретные действия определенных компаний, — заключил Захаров.

Комментарий

Лев Закаурцев, сопредседатель КРО «Деловая Россия»:

- Насколько я понимаю, пакет антимонопольных законов направлен в первую очередь на крупные корпорации, которые пользуются своим положением и диктуют нам свои цены. Это, в конечном счете, неблагоприятно сказывается на малом и среднем бизнесе.

Те штрафы, которые ранее предъявлялись нефтяникам, энергетикам, были мизерными для отраслевиков. То же самое относится и ко всевозможным обслуживающим компаниям — например, в сфере ЖКХ. В самом деле, что такое 500 тысяч для крупной компании? Они эти деньги за полдня «отбивали» и при этом могли закладывать такие «траты» в смету.

Думаю, от ужесточения антимонопольного законодательства малый и средний бизнес только выиграет. Ведь у крупных корпораций будет меньше рычагов воздействия на нас. Не исключаю, что новый пакет каким-то образом повлияет и на ценообразование, так как у монополистов будет меньше возможностей для беспрепятственного и одностороннего решения о повышении или понижении цены.

Марк Захаров, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать