Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Инновационный выводок

Инновационный выводок

20.08.2009
0

Городской бизнес-инкубатор нуждается в изменении системы управления

Существующая сегодня система бизнес-инкубаторов неспособна обеспечить не только нормальное развитие бизнеса, но и свое собственное существование. Из нескольких существовавших ранее в городе бизнес-инкубаторов на сегодня более или менее активную деятельность ведет лишь один — остальные оказались в статусе учебных лабораторий. Да и он не до конца справляется со своими задачами.

Поиск решения

Бизнес-инкубаторМода на бизнес-инкубаторы пришла в Россию оттуда же, откуда и большинство современных управленческих идей, — из США. По американским понятиям задача инкубатора — помощь малым предприятиям, которая выражается в поисках кредитных организаций, готовых вкладывать деньги в начинающие фирмы, проведении маркетинговых мероприятий, организации бизнес-образования. По данным российского Национального содружества бизнес-инкубаторов (НСБИ), 99% инкубаторов в США предоставляют площади для размещения малых предприятий, но лишь для того, чтобы облегчить себе осуществление консультативной деятельности. Казалось бы, ничего особенного, однако результаты впечатляют: по данным уже американского Национального содружества бизнес-инкубаторов, выживаемость инкубируемых компаний в США в 2004 году составляла 87%.

В России первые бизнес-инкубаторы появились еще в середине 90-х годов прошлого века. Создавались они на базе вузов и занимались оказанием консультативной помощи, разработкой научных идей и передовых технологий, доведением технологий до инвесторов. Примером такого проекта в Красноярске может служить бизнес-инкубатор Красноярского государственного аграрного университета, на базе которого развивались инновационные проекты студентов вуза.

Правда, за отраслевые рамки подобные инкубаторы не выходили, и их деятельность, по сути, свелась к апробированию технологий без дальнейшего их продвижения в жизнь.

Несмотря на то что данные российского НСБИ позволяют говорить о том, что американский подход вполне приживается и в России, — скорость развития малых предприятий выросла в десятки раз — нынешние российские бизнес-инкубаторы, однако, достаточно сильно отличаются от своего заморского оригинала. Помощь, которую они оказывают малым предприятиям — это в первую очередь предоставление своим клиентам офисных помещений по льготным арендным ставкам, обеспечение их мебелью, оргтехникой, телефонной связью и Интернетом.

- Бизнес-инкубатор как инструмент развития малого бизнеса весьма эффективен, — говорит директор политехнического института Сибирского федерального университета Виктор Тимофеев, — особенно что касается становления новоиспеченных компаний. Льготные площади, оргтехника, консультативная помощь — все это очень важно для малых предприятий.

Управленческим консультированием занимаются лишь единицы, обеспечивая своих клиентов тренинговыми программами и методической литературой о ведении бизнеса. Их задача — выстроить грамотное управление бизнес-процессами и поставить продажи. Идея понятна: инновационные компании, на которые и ориентируются бизнес-инкубаторы, обычно создаются выходцами из научных кругов. У них могут быть хорошие идеи создания новых товаров и услуг, но при этом нет опыта работы в бизнесе. Часто управляющие инкубаторами ограничиваются помощью в ведении бухгалтерии и предоставлением юридических услуг, а все управленческие решения руководители инкубируемых предприятий принимают без оглядки на консультантов. Однако, выйдя из тепличных условий, «инкубаторские птенцы» оказываются неспособными выжить в мире реальной конкуренции. Как показывает российская практика, через год после инкубатора продолжают работать лишь 30% компаний.

Птичьи страхи

Всплеск моды на бизнес-инкубаторы начался в России в 2005 году, когда Минэкономразвития и торговли приняло программу поддержки малого и среднего бизнеса, одна из целей которой — создание в регионах России сети бизнес-инкубаторов. Ежегодно по этой программе выделялось по 1,5 млрд руб., но уже в 2007 году финансирование выросло в два раза. Эти деньги должны были пойти на создание сети государственных бизнес-инкубаторов.

Результат не замедлил себя ждать: в 2005—2006 годах множество региональных центров объявили о планах создания своих бизнес-инкубаторов, благо цена вопроса была не такой уж высокой — несколько миллионов рублей. Не остался в стороне и Красноярск: о создании собственного инкубатора городские власти объявили в марте 2007 года. На сегодня именно эта организация и осталась последним игроком на рынке, который может претендовать на звание бизнес-инкубатора.

Основным инструментом, которым в мэрии собирались поднимать малый инновационный бизнес, стали аренда офисных помещений на льготных условиях (90—100 руб./кв. м в месяц против 200—300 руб./кв. м по минимальным для 2007 года ставкам аренды офисных помещений в Октябрьском районе, где и расположен бизнес-инкубатор), оборудованные рабочие места и услуги связи. При этом только на оргтехнику администрация потратила 5 млн рублей, всего же на создание инкубатора было выделено порядка 8 млн.

Однако условия попадания в инкубатор были такими, что заставляли задуматься над перспективами проекта. Основной загвоздкой на этом пути могла стать необходимость написания бизнес-планов, на основе анализа которых и принималось решение о вхождении в бизнес-инкубатор, и работы «вбелую». Основная часть птенцов инкубатора — компании, созданные выходцами из научных кругов, которым более понятен язык технологий, нежели денег. Потому и написание адекватного бизнес-плана представлялось для них весьма непосильной задачей. Использование же ресурса консалтинговых компаний могло оказаться весьма затратным — в ценах 2007 года данная процедура стоила 80—100 тысяч рублей. А работа без использования серых схем могла обернуться для компаний непосильными налогами. В итоге первые полгода с момента запуска инкубатор практически пустовал.

Проблема управления

Сегодняшнее состояние дел в городском бизнес-инкубаторе много лучше, чем два года назад. Однако это не дает особых поводов для оптимизма.

- Пока лучше всего у городского бизнес-инкубатора получается реализовывать функцию дешевого арендодателя, — говорит руководитель Красноярского краевого центра кооперации Николай Перов, один из проектов которого, ООО «ПроверимКом», находится в этом инкубаторе, — на вопросы же продвижения проектов, организации инвестиций там обращают очень мало внимания. Как только наш проект оказался победителем в одном из конкурсов, его сразу же начали активно продвигать. До этого никаких попыток сдвинуть ситуацию не было.

Другой не самый позитивный момент: за два года руководство бизнес-инкубатора так и не смогло заполнить все предназначенные для компаний места: в 2007 году директор городского бизнес-инкубатора Николай Колпаков рассказывал, что в их организации хватит места примерно для 20 малых предприятий, на сегодня же их всего 15. Причем все это время за места город платил аренду СФУ, и только в марте этого года от них отказались.

С другой стороны, в том же 2007 году Колпаков заявлял о весьма амбициозных планах: «В ближайшем будущем площади инкубатора должны увеличиться в три раза, до 1,5 тыс. кв. м, а через 4—5 лет инкубатор должен выйти на самоокупаемость». На сегодня не произошло ни того, ни другого. Да и как при существующей системе финансирования — из городского бюджета — можно было добиться самоокупаемости, непонятно. Впрочем, и цели-то такие были не у всех.

- При разработке проекта городского бизнес-инкубатора задача создать окупаемый для городской казны проект не ставилась, — говорила еще в 2007 году заместитель начальника департамента по инвестиционной политике и предпринимательству Наталья Борисова.

- Руководству бизнес-инкубатора нужно озаботиться управлением, — категоричен сегодня Перов, — без этого ни о какой эффективности этого проекта как инструмента развития малого инновационного бизнеса не может быть и речи.

Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать