Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Далеки от народа

Далеки от народа

08.09.2009
0

Чиновники не будут предоставлять услуги

Минэкономразвития хочет отдалить чиновников от граждан и полностью исключить непосредственный контакт. Все муниципальные и государственные услуги планируется отдать в ведение специальных центров или предоставлять посредством Интернета. Служащим придется лишь наблюдать за процессом.

Коррупция, уходи!

Увидеть чиновника в лицо станет намного труднееНедавно стало известно, что в Минэкономразвития РФ разрабатывается соответствующий законопроект — «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций». Планируется, что за правильностью предоставляемых услуг будут следить специальные уполномоченные органы. Чиновники, правда, пока не решили, кто будет этим заниматься. Самые вероятные кандидаты — уже существующие структуры, так как создание новых в планы федералов не входит, ибо противоречит самой идее законопроекта — избавлению от коррупции.

В общей сложности документ касается 500 федеральных услуг, 120 региональных и муниципальных. Сюда включено практически все, начиная от регистрации рождения, брака, права собственности, получения гражданства до получения пенсионного обеспечения. В этот перечень планируют включить и бизнес-услуги: выдачу разрешений, лицензий, регистраций, аккредитаций, экспертиз и прочего. Не попадают в список услуги больниц, школ и детсадов, подчеркивают в Минэкономразвития.

В аппарате федерального правительства говорят, что ждут закона, так как это одно из основных орудий в борьбе с коррупцией. При этом чиновники надеются, что согласование документа в департаментах и Госдуме пройдет очень быстро и закон будет действовать уже в 2010 году.

Все госуслуги граждане смогут получить в так называемых многофункциональных центрах (МФЦ). Таким образом, считают разработчики проекта, человек отдаляется от чиновника, принимающего решение. По сути, даже с персоналом этого центра люди не будут взаимодействовать напрямую. Все, что нужно, — прийти, подать в окошко необходимые бумаги и ждать это самое решение или документ. Правда, учредителями центров будут, собственно, те же самые органы власти, а работающие там люди, по сути, ничем не будут отличаться от чиновников. Форма организации МФЦ — муниципальное или государственное учреждение. Это позволит устанавливать для сотрудников центра другой уровень оплаты. Правда, разработчики признаются, что уровень этот на самом деле может быть и ниже чиновничьего, все зависит от воли учредителя.

Содержаться новые учреждения будут за счет экономии, которая возникает в органах госвласти из-за передачи части работы в МФЦ. Отметим, что сегодня все органы власти получают из федерального бюджета субсидии на оказание госуслуг. Однако возникает одно «но». Эксперты разводят руками — повысить качество услуг невозможно без повышения их стоимости.

Кроме того, уже сегодня очевидно, что даже за счет возникающей экономии и наличия помещений открыть столько центров, сколько необходимо, крайне затруднительно. В Минфине добавляют — пока оценки затрат на всю эту идею также нет.

Поможет Интернет

В Минэкономразвития же считают, что стоимость не должна измениться. Все ранее установленные платежи останутся на прежнем уровне. Отметим, что на сегодняшний день в стране действует 37 МФЦ в 35 регионах. Правда, на территориях, где созданы подобные структуры, власти вынуждены признать — с помощью МФЦ коррупцию победить не удалось. Лишь самим чиновникам стало работать легче.

Однако у федералов на руках есть, как они считают, беспроигрышный и обезличенный козырь — Интернет. За счет мировой паутины чиновники надеются повысить качество услуг. Ожидается, что все госуслуги будут собраны в единый реестр на одном портале. Минкомсвязи уже выказало готовность создать такой сайт к декабрю этого года. При этом к середине 2010 года гражданин сможет не только заказывать услуги, но и следить, на какой стадии находится заказ.

Специалисты разработали график перехода всех федеральных органов исполнительной власти на так называемое электронное правительство по европейской модели. Пока же в этот перечень включена всего лишь 61 услуга, которые оказывают ГИБДД, Миграционная служба, ФНС, Пенсионный фонд, Росреестр.

Независимые эксперты считают, что создание единого реестра — это мало. Ведь, несмотря на некое подобие независимости, стандарты по-прежнему разрабатывает именно тот орган, который оказывает услугу. То есть все тот же чиновник.

Людмила Лифанская, руководитель отдела ЗАГСа:

- Не думаю, что предложение Федерации реально. Я не очень понимаю, в чем смысл этого нововведения. Возможно, в других сферах оно и оправданно. Но все-таки сомневаюсь. Госуслуги должны предоставлять госучреждения. Ведь и пошлины платятся, и контроль осуществляется. Создание еще одной структуры не приведет к какому-то положительному результату. Кто будет предоставлять услуги в этих самых центрах? Те же самые чиновники. А как их назвать иначе? Получается, что, намереваясь избавиться от чиновничьего беспредела, мы растим еще одну структуру, которой будут управлять те же самые чиновники. Для надзорных органов это всего лишь дополнительная работа.

Если мы говорим о борьбе с коррупцией, то тоже не совсем понятен механизм действия. Как это повлияет на избавление от бюрократизма? Позволю себе усомниться, что в нашей сфере — ЗАГС — имеет место какая бы то ни было коррупция. Тут просто негде проявляться этому.

Лев Закаурцев, сопредседатель КРО «Деловая Россия»:

- Я считаю, создание некоего единого центра — это здорово. Поясню почему. Допустим, какая-то услуга стоит тысячу рублей. Мне как бизнесмену не хватает времени на то, чтобы ходить и покупать, — время дорого. Я готов заплатить за нее 1100 рублей, если не буду терять времени и сил. Если какая-то организация способна предоставить эту услугу и это позволит избежать длительного хождения по инстанциям, оформления документов во многих ведомствах, то почему бы и нет? Главное, чтобы на законодательном уровне были введены некие ограничения на сей счет. Ведь существует возможность, что в тех же центрах при наличии дружбы с его руководителем для своих все процедуры будут проводиться быстро, а для сторонних — долго и дорого. Должен быть единый тариф и единая структура получения разрешений и лицензий. Только в этом случае система будет работать как надо и принесет пользу бизнесу. В противном случае ничего, кроме вреда, от этого начинания не будет.

Олег Харченко, заместитель руководителя УФАС по Красноярскому краю:

- В Красноярском крае уже существуют отделения МФЦ. В бюджете выделены средства на их функционирование. Смысл их создания прежде всего в том, чтобы подвигнуть людей в отдаленных территориях пользоваться госуслугами. Понимаете, ведь очень сложно доказать человеку, который владеет небольшим участком для посадки картофеля, проводить межевание, регистрировать его и т. д. И все лишь затем, чтобы он потом еще и налоги за него платил. Даже нашей структуре рекомендовано участвовать в этой работе — предоставлять госуслуги, по своему профилю естественно. Однако мы вынуждены были пока отказаться — по крайней мере, до того момента, когда центр изменит свой статус.

В нашем регионе сейчас эта работа началась нестандартно. Сейчас ведется работа по возбуждению дела о нарушении закона о защите конкуренции. Дело в том, что наш центр создан как коммерческая организация. Уже сегодня это предприятие заключило несколько соглашений, ограничивающих конкуренцию. Замечу, что такой опыт был даже одобрен Минэкономразвития. Обыкновенно же такие центры создаются как госучреждения, и их целью не является получение прибыли.

На мой взгляд, это не совсем правильно, так как МФЦ прежде всего должны доносить услугу до населения, а не получать прибыль. Хотя задумка в общем и целом хорошая, так как действительно МФЦ призван помогать людям.

Юрий Разомазов, начальник отдела территориального отдела № 1 управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю:

- Безусловно, создание таких центров — полезное дело. Очевидно, что ходить по различным инстанциям простому человеку не всегда удобно. Это отнимает время. Единственный выход из ситуации — создание таких центров, где каждый мог бы получить все эти услуги. Единое окно — очень актуально. Впрочем, Минэкономразвития не открыло Америки, предложив эту идею. Во всем цивилизованном мире это уже давно вошло в привычную практику.

Марк Захаров, «Вечерний Красноярск»

фото Александра Паниотова

Рекомендуем почитать