Продовольственные товары, произведенные в крае, могут стоить вдвое дешевле
Засилье перекупщиков на рынке продовольствия приводит не только к завышению розничных цен, но и к обнищанию сельхозпроизводителей. Власть намерена бороться с этим при помощи особых логистических центров, однако пока о конкретных результатах говорить рано.
Вакуум на прилавках
Крах существовавшей при Советском Союзе системы сбыта сельхозпродукции привел к тому, что на рынке образовался своеобразный вакуум — более некому было доставлять производимую крестьянами продукцию до прилавков магазинов. Ожидать, что крестьяне сами смогут отладить это процесс, не приходится. Что, в общем-то, и понятно — крестьянин должен пахать землю, сеять хлеб, производить мясо и молоко. Тогда как организовать сбыт произведенных товаров — задача власти.
Нельзя сказать, что разрушение старой системы было опрометчивым — соответствовавшая тем экономическим реалиям, она просто не вписалась бы в сегодняшнюю экономическую политику государства. Основной ошибкой власти стало то, что эту систему оставили на откуп собственно рынку, как «лучшему регулятору», не создав ни предпосылок, ни границ и ориентиров ее формирования.
Не удивительно, что при этом рынок очень быстро заполнился разного рода спекулятивными структурами, которые в последние годы получили название «перекупщики». Они достаточно быстро сориентировались и начали диктовать свои условия как розничным сетям, так и собственно сельхозпроизводителям.
- Все это привело к тому, — рассказывает заместитель председателя комитета по делам села и агропромышленной политики Законодательного собрания Красноярского края Валерий Сергиенко, — что закупочные цены в начале цепочки и розничные в конце стали отличаться в разы.
Сами сельчане терпели колоссальные убытки в виде недополученной прибыли, ведь цены, предлагаемые им перекупщиками, были много ниже рыночных и не покрывали всех расходов на производство.
- Нам приходилось продавать им по таким ценам, — говорит глава сельхозпредприятия, пожелавший остаться неизвестным, — а что делать, так мы могли вернуть себе хоть часть потраченных денег. Когда же мы пытались говорить о повышении цены, нам отвечали: если не нравятся цены, мы можем просто выбросить свою продукцию, а они возьмут у других.
Перекупщики и молоко
Сколько хозяйств края разорилось на такой политике сбыта, подсчитать трудно, однако анонимный собеседник «ВК» утверждает, что знает нескольких предпринимателей-аграриев, которые просто перестали заниматься сельским хозяйством по этой причине.
Показательным примером влияния перекупщиков на цены (и отпускные, и розничные) может стать стартовавший в начале лета этого года проект продажи молока из бочек.
- Сельхозпроизводители напрямую продают молоко по 16—18 рублей за литр, — говорит Сергиенко, — тогда как в розничных магазинах его стоимость доходит до 30 рублей. Вот вам и роль, которую играют перекупщики в формировании розничных цен.
Данную модель реализации, однако, нельзя считать панацеей, поскольку крестьянские хозяйства, большая часть из которых находятся в статусе частных подворий, весьма разрознены и договориться им бывает очень трудно.
- Выходом из такой ситуации могло бы стать создание сельских кооперативов, — говорил еще в начале лета председатель комитета по экономической политике Заксобрания края Михаил Васильев, — которые, объединив в себе частников, могли бы получить гораздо большие возможности сбыта своей продукции.
Однако крестьяне не спешат вступать в подобные отношения. И тому есть ряд причин. Сергиенко же видит выход в другом.
- Необходимо создать целостную систему логистических центров, — говорит он, — которая позволила бы аккумулировать транспортные и товарные потоки в направлении от сельхозпроизводителя к конечному потребителю. Систему, которая могла бы заранее, до момента производства, формировать заказы, ориентируясь на которые крестьяне планировали бы свою деятельность.
Помимо самих центров в крае должна быть создана система заготконтор, непосредственно взаимодействующая с логистическими центрами и включающая в себя в том числе и мощности по переработке и предпродажной подготовке сельхозпродукции.
- Эту систему необходимо создавать в экстренном порядке, — говорит Сергиенко, — однако на сегодня мы больше примериваемся, пытаясь подстраховаться со всех сторон, тогда как нужно уже что-то делать.
Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск»