Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Мебель на вырост

Мебель на вырост

24.09.2009
0

Красноярский рынок ждет перемен

Обновленные экономические реалии диктуют мебельному ритейлу свои правила. Кто-то внедряет агрессивные акции, кто-то переориентирует производство, кто-то остается верным себе. Однако сегодня эксперты не могут прийти к единому мнению о том, в каком состоянии находится мебельный рынок в Красноярске.

Дожить до передела

Объективно оценить состояние мебельного рынка сегодня не берется ни один специалист, позиции иногда кардинально расходятся. Однако тот факт, что из крупных рекламных изданий Красноярска ушло 70% мебельщиков, говорит о многом. По крайней мере, свободных средств стало явно меньше, и компании стараются максимально эффективно их использовать.

- Тот, кто выживет после кризиса, откусит хороший кусок пирога, когда начнется нормальная дележка рынка, — предсказывает заместитель директора торгового дома «Коста Белла» Сергей Трифонов. — Здесь больше всего подвезло крупным компаниям, у которых сегмент достаточно недорогой, но при этом большие объемы производства.

- Сейчас в нашем городе представлено порядка 400 различных фирм, из них крупных около 30, — отмечает директор красноярского мебельного интернет-каталога KrasMEBEL.ru Дмитрий Корицкий. — В начале кризиса спрос сильно упал, теперь понемногу восстанавливается.

Правда, о том, какой именно ценовой сегмент пострадал серьезнее других, мнения экспертов расходятся. Трифонов считает, что в самом бедственном положении находится мебель среднего класса. Падение цен на эту продукцию произошло еще весной, и многие фирмы не могут выравнять доход до сих пор.

Владимир Семаненко считает, что производства мебели в Красноярске нетОднако не все представители среднего ценового сегмента согласны с экспертом. Владимир Семаненко, коммерческий директор ООО «Мастер кухни», полагает, что в этой части рынка серьезных изменений не произошло. Несколько снизился уровень продаж за счет оттока тех покупателей, которые раньше стремились приобретать мебель чуть дороже, чем позволял уровень дохода. Сейчас возможности для таких приобретений уже нет.

- Во время кризиса люди не стали меньше зарабатывать, они стали по-другому распределять свои доходы, — рассуждает Семаненко. — Если раньше многие старались показать свою социальную значимость, то сегодня потребителя интересует в первую очередь качество товара. Но в целом люди, которые были ориентированы на этот сегмент, так и остались нашими клиентами.

Споры возникают и по поводу мебели класса-люкс. Директор «Мастер кухни» считает, что компании, осуществляющие продажи элитной мебели, сегодня испытывают серьезные затруднения в силу того, что покупатели более серьезно стали подходить к трате собственных средств. Так, например, тяжело сегодня продается продукция итальянских марок стоимостью более 1 млн руб. В свою очередь Трифонов настаивает на особом положении дорогого сегмента, как одного из самых стабильных, ведь для того, чтобы получать высокий доход от мебели этого класса, ее не обязательно продавать много.

Что же касается эконом-класса, то здесь аналитики единогласно отмечают серьезное перераспределение игроков внутри сегмента. Многие из числа индивидуальных предпринимателей не смогли противостоять новым условиям и попросту разорились. (Правда, у гостя «ВК» другое мнение на этот счет — с. 6—7). Одновременно с этим к переориентировке производства и снижению ценовой политики обращаются производители среднего сегмента. Однако подобные меры не всегда играют на руку компании.

- Когда в компании «Командор» скидки достигали 50%, это просто пугало потенциальных покупателей, — анализирует Семаненко. — Клиенты опасались сразу двух вещей: низкого качества такой продукции и того, что компания может взять предоплату и после этого не выполнить заказ. Так что агрессивная реклама подобного рода нередко приводит к отрицательному результату.

Закрытая территория

Нет согласия среди экспертов и в вопросах местного мебельного производства, которое, по данным Корицкого, занимает сегодня 10—15% от общего объема рынка. Так, например, Трифонов настаивает на исключительном положении Красноярска.

- Наш рынок вообще сложно сравнивать с рынками других городов, — говорит Трифонов. — Здесь очень слабо приживается привозная мебель — у нас очень хорошо развито местное мебельное производство. Стольких сильных мебельных производителей, как в Красноярске, я не знаю ни в одном городе, кроме Москвы.

Действительно, иногородним игрокам иногда бывает нелегко зайти на территорию города. Так, например, несколько раз пыталась покорить красноярский рынок компания «8 Марта», сеть мебельных салонов которой успешно функционирует по стране. В Красноярске же «8 Марта» совсем недавно открыла вторую свою точку, но, по мнению Трифонова, конкуренции с местными производителями не выдержит.

Однако Семаненко полагает, что производства мебели в традиционном понятии в Красноярске, да и в России, пока не существует.

- Производственный цикл мебели подразумевает под собой пастбища, где пасутся быки и коровы, цеха выделки и покраски кож — громадный комплекс, которого у нас пока просто не существует, — объясняет коммерческий директор «Мастер кухни». — Если мы говорим о производстве кухни, то это должны быть питомники дуба, липы, других ценных пород дерева, которые не могут расти на территории края.

Поэтому, полагает Семаненко, для Красноярска актуально говорить не о собственном производстве, а всего лишь о процессе сборки. Компания покупает фасады на фабрике, возводит в распиловочном цехе каркасы и соединяет мебельные составляющие на манер конструктора. Такой подход, безусловно, характерен исключительно для эконом-класса, которому при такой технологии просто невыгодно использовать импортные материалы высокого качества.

Внутреннее содержание

Рассуждая о дальнейших тенденциях развития мебельного рынка, эксперты выделяют два основных направления. Одним из них является тенденция индивидуализации продукции. Вместе с практикой оригинальных архитектурных планировок в сфере недвижимости в Красноярск пришла необходимость заказывать мебель. Выбор фактуры, цвета и размера кухонного гарнитура или мягкого уголка теперь все чаще становится прерогативой не производителя, а лично клиента.

- В Красноярске эта тенденция только набирает обороты, — рассуждает Семаненко. — Тогда как в той же Москве подход «пришел, увидел и купил» давно уже не котируется. Именно заказ считается там стандартной процедурой последние 10 лет.

Кроме реализации индивидуальных предпочтений потребителей в выборе мебели, серьезное внимание уделяется сегодня качеству материалов. Ведущие производители делают ставку на экологичность и гипоаллергенность. Что же касается дизайна, то он испытывает кризис, характерный для любого творческого направления.

- За последние 50 лет никто ничего нового не придумал, — полагает Семаненко. — Есть вычурный hi-tech, есть сдержанная классика. Осталось только совершенствовать производство и улучшать техническое наполнение, чтобы из памяти потребителя навсегда исчезли советские громыхающие ящики и скрипучие диваны.

Анастасия Зубарева, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать