Инвесторы могут не пойти в региональные экономические зоны
Регионы могут получить право создавать собственные особые экономические зоны. Это должно облегчить процесс привлечения внешних инвестиций в экономику собственников этих зон. Однако федеральные эксперты считают, что инвесторы на этот шаг не пойдут.
По пути Китая
Россия решила пойти по пути Китая в вопросе создания и функционирования особых экономических зон. Именно Поднебесная считается родиной региональных ОЭЗ, которые существуют там наравне с зонами центрального уровня.
О возможности подобного решения заявила глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина, выступая на днях на совещании правительства по вопросам развития проектов государственно-частного партнерства. Правда, придется внести ряд изменений в законодательство, чтобы дать возможность регионам создавать свои особые экономические зоны и распространять на них таможенные и налоговые льготы по определенным правилам.
ОЭЗ начали создаваться в России еще в конце прошлого века. Но своего рассвета эта деятельность достигла лишь к 2006 году. Именно тогда, подводя итоги развития этой инициативы, министр финансов Алексей Кудрин говорил, что до конца 2010 года государство планирует потратить на инфраструктуру зон 78 млрд руб. (43 млрд руб. из федерального бюджета). В 2009 году ситуация не сильно изменилась.
- Сейчас в особых экономических зонах работают чуть более 200 резидентов, — говорит Набиуллина, — которые уже осуществляют инвестиционную деятельность. К сегодняшнему моменту привлечено уже более 20 млрд рублей частных инвестиций, создано 8,5 тыс. рабочих мест. Экономические зоны нуждаются в совершенствовании с точки зрения передачи больших полномочий регионам. Такие зоны могли бы создаваться самими субъектами.
Однако остается неясным, зачем, если все складывается хорошо, государству понадобилось передавать полномочия, касающиеся ОЭЗ, регионам. Не затем ли, чтобы переложить часть ответственности и финансовой нагрузки на них?
Напомним. В 2006 году речь шла всего о 43 млрд рублей из федерального бюджета. В
К тому же в конце прошлого года специально созданное Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) объявило о намерении секвестровать планируемые расходы.
- Мы оценили все затраты, определили приоритеты и поняли, где можно сэкономить, — говорил тогда руководитель РосОЭЗ Андрей Алпатов. — Для того чтобы секвестровать госрасходы, мы намерены привлекать к созданию инфраструктуры (на данный момент самые большие расходы идут именно на эту статью) частных инвесторов.
Передача полномочий
Целям секвестрования госрасходов призвана послужить и передача полномочий регионам. Правда, уже без проведения всевозможных конкурсов, которые сегодня сильно тормозят процесс.
- На данный момент для создания центральной особой экономической зоны необходимо проведение конкурса, — говорит Набиулина. — Создание же региональных зон может обойтись и без этого — мы могли бы это делать без конкурса при наличии экспертиз на соответствие определенным требованиям.
Федеральные эксперты большей частью сходятся в том, что такие шаги государства лишь затормозят процесс развития ОЭЗ и приток внешних инвестиций.
- Основное преимущество особых зон именно в том, что инфраструктуру строит государство, — отмечает исполнительный директор «Финансового и организационного консалтинга» Моисей Фурщик. — Налоговые льготы почти не играют роли. Инвесторы же согласятся строить инфраструктуру, если она быстро окупится, а это возможно в промышленно-производственных зонах (их на сегодня всего две).
- Зоны задумывались как плацдарм для реализации пилотных технологических проектов, — напоминает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, — о них можно будет забыть, если государство переложит на бизнес не только создание инфраструктуры, но и финансирование ее строительства.
Владимир Миргунов, председатель правления Красноярского городского инновационно-технологического инкубатора
- Затея с созданием региональных особых экономических зон выглядит довольно сомнительной. Когда зоны только начинали создаваться и делалось это на государственном уровне, было по крайней мере два источника финансирования — Федерация и регионы. Теперь же процесс рискует остаться без основной статьи доходов. Регионы самостоятельно не смогут в полном объеме вытянуть такие вложения, а частные инвесторы вряд ли охотно пойдут в проект, в котором государство перестало участвовать, а значит, и государственных гарантий никто уже дать не сможет.
Такая политика отстранения государства от финансового участия в проектах развития не нова — примерно то же самое происходит сейчас с краевым технопарком.
Дмитрий Зотов, руководитель клиентского отдела инвестиционной компании «Финам-Красноярск»:
- Положительный исход подобного рода предприятия мне видится маловероятным. Прежде чем региону создавать особую экономическую зону, неплохо бы разобраться в механизмах и инструментах контроля за происходящим. В таких зонах появляется огромное количество офшорных компаний, которые нередко занимаются незаконной деятельностью. Я сомневаюсь, что регионы могут обеспечить этот контроль. Один из ярких примеров — Алтай, который был особой экономической зоной и в ней просто расплодились такие компании. После же закрытия ОЭЗ эти компании двинулись во вновь созданную зону — в Калмыкию. В таких условиях, я полагаю, правительство Красноярского края просто не пойдет на такой шаг, как создание ОЭЗ. Да и вообще те экономические выгоды, которые может принести особая экономическая зона, не покрывают тех расходов — как финансовых, так и организационных, — которые придется понести.
Андрей Шаров, заместитель председателя Союза машиностроителей Красноярского края:
- Передача регионам полномочий по созданию особых экономических зон может действительно дать толчок экономическому развитию этих регионов, но только в том случае, если будет подкреплена соответствующим материальным ресурсом. Особенно остро это может сказаться на создании совместных предприятий и привлечении внешних, в том числе и зарубежных инвестиций — это позволит создавать новые высокотехнологичные предприятия. Правда, здесь очень важно сделать правильный выбор, чтобы зона четко соответствовала возможностям региона.
Чьим в конечном итоге окажется финансирование, не так уж и важно, необходимы лишь добрая воля и поддержка центра. Причем речь не идет только о материальных вливаниях. Гораздо большую роль здесь может сыграть административная и законодательная поддержка.
Игорь Баско, директор красноярского представительства инвестиционной компании «Тройка-Диалог»:
- Передача полномочий по созданию особых экономических зон в регионы, несомненно, поспособствует ускорению развития как экономики регионов, так и самих субъектов бизнеса, действующих в них. Это связано с тем, что региональные власти смогут более оперативно продвигать какие-либо законопроекты, не требующие согласования с центром. Привлечение внешних инвесторов возможно лишь в ситуации, если будет практиковаться частно-государственное партнерство, будут привлекаться инвестиционные компании, будут показаны реальные возможности для работы в виде каких-либо налоговых льгот и прочих преференций. Отстранение же государства вряд ли отпугнет инвесторов, поскольку в плане предоставления госгарантий региональная власть обладает теми же полномочиями, что и федеральный центр. К тому же на местном уровне виднее, кому и как нужно помогать.
Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск»