Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Миллионы по-флотски

Миллионы по-флотски

02.10.2009
2

Нефть и корабли закончатся одновременно

У России, как известно, есть только два надежных союзника — это ее армия и флот. Со времен Александра III, изрекшего эту мудрость, утекло немало воды, но оспаривать актуальность наличия у страны сильной армии и могучего флота вряд ли кто-то отважится. Между тем именно сейчас Россия близка к тому, чтобы потерять боеспособность своего Военно-морского флота. Если не предпринять экстренных мер, его не станет уже к 2025 году.

Арифметика проста — нормальный срок службы боевых кораблей составляет около 35 лет. Если учитывать, что основу боевого состава флота России составляют корабли и подводные лодки, построенные в 80-х — начале 90-х годов прошлого века, нетрудно подсчитать, что к 2025 году большинство из них выйдут из строя окончательно. Новые корабли в России в последние два десятилетия практически не строились, за исключением отдельных экземпляров, так что на флотах осталось по нескольку десятков кораблей, сделанных еще в СССР, и списание их продолжается.

Военно-морской кулак

К лету 2009 года в состав ВМФ России входили 50 атомных подводных лодок, 20 неатомных подводных лодок, 1 тяжелый крейсер-авианосец, 6 ракетных крейсеров, 9 эскадренных миноносцев, 10 больших противолодочных кораблей, 8 сторожевых кораблей, 25 малых противолодочных кораблей, 15 малых ракетных кораблей, 27 ракетных катеров, 65 противоминных кораблей и 26 больших десантных кораблей. Итого 260 морских судов! Серьезная флотилия, если собрать ее на каком-нибудь рейде.

Проблема в том, что эти корабли разбросаны по четырем флотам — Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский. Плюс каспийская флотилия, в которую, как ни крути, входят сторожевой корабль, 4 ракетных катера и еще 25 различных судов военного назначения! Зачем их там столько? Видимо, на случай военно-морского конфликта с Казахстаном, Туркменией, Азербайджаном или Ираном — те еще потенциальные противники.

Не стоит забывать также, что часть из означенных 260 военно-морских судов России находится в доках, где проходит текущий и капитальный ремонт. И с каждым годом очередь в эти доки только растет. По оценкам экспертов, сегодня более 80 % надводных кораблей и подводных лодок, а также самолетов морской авиации требуют ремонта. При этом практически не ремонтируются сложные и дорогостоящие многоцелевые атомные подлодки и надводные корабли океанской зоны, имеющие достаточный запас срока службы, поэтому они просто выводятся из боевого состава флота.

Между тем потенциальный противник во всех акваториях, где представлен наш флот, имеет кратное превосходство в силах — в 10—20 раз. И чем дальше, тем больше это превосходство будет нарастать. Здесь, правда, можно задаться вопросом: а кто является нашим потенциальным противником и не пора ли превратить его в потенциального союзника, учитывая новые веяния в системе глобальной безопасности и наличие стратегического ядерного вооружения у большинства потенциальных участников конфликтов?

Морально устаревшие

Какие-то военные суда в России все-таки строятся, если говорить о тех кораблях и лодках, что уже находятся на стапелях, а не в чертежах и проектах. В первую очередь это 4 новых атомных подводных лодки «Александр Невский», «Владимир Мономах», «Северодвинск» и «Казань» плюс две неатомные лодки «Кронштадт» и «Севастополь». Большинство из них планируется передать флоту к 2015 г., и только лодку «Северодвинск», возможно, торжественно спустят на воду уже через 2,5 года.

Из надводных судов наиболее крупными проектами в стадии завершения являются пять сторожевых кораблей типа «Адмирал Горшков» и «Стерегущий», первый из которых сойдет со стапелей к 2011 году. Для каспийской флотилии достраивается сторожевик «Дагестан» (2010 г). Из больших десантных кораблей ближе всех к спуску на воду «Иван Грен» (2012 г.), плюс несколько малых десантных судов на воздушной подушке. По самым оптимистическим прогнозам, ВМФ к 2015 году может приобрести для морских сил общего назначения 2—3 многоцелевые атомные подводные лодки, 4—5 дизельных подводных лодок и 9—12 надводных кораблей ближней морской зоны (корветов), что, безусловно, не восполнит естественную убыль корабельного состава флота.

Проблема в том, что практически все корабли, которые сегодня строятся на российских верфях, морально устарели еще до своего спуска на воду. Эти суда начали проектировать 30 лет назад, затем 20 лет строили. Пройдет еще 10 лет, и их вооружение устареет — технологии не стоят на месте. По словам главкома ВМФ Владимира Высоцкого, сегодня в России требуется закладывать новые образцы кораблей на 40—50 лет вперед. Но останутся ли военные суда под российским флагом на плаву к этому времени?

Построишь? Куплю!

Вполне логичным выходом из такой ситуации представляется возвращение к истокам. С чего начинал царь Петр, когда создавал военный флот для России? Отправился в Голландию учиться мастерству у местных корабелов. Российским военным морякам тоже, скорее всего, придется отправиться в Европу, но с несколько другой целью — купить себе военно-морской флот. Причем не только для непосредственной эксплуатации, но и для изучения и создания аналогичных моделей.

Сегодня Минобороны рассматривает возможность приобретения немецких подводных лодок в Германии для обновления флота дизель-электрических субмарин ВМФ. Они стоят на вооружении с 2005 года, их заказчиками являются Греция, Южная Корея, Турция и Португалия. Россия в такой компании будет чувствовать себя не слишком уютно, но что делать, если по-другому не получается?

В Голландии (тропою Петра) планируется закупить 4 десантных вертолетоносца класса Rotterdam. Общая стоимость заказа может составить 1,5 миллиарда евро, но за эти деньги голландцам придется побороться с французами, которые готовы продать в Россию свои вертолетоносцы типа Mistral. Третьим производителем подобных судов в Европе является испанская Navantia, и она тоже хотела бы побороться за столь лакомый военный заказ из России.

И вот здесь пришло самое время поговорить о главном — о том, во что России обойдется обновление своего Военно-морского флота и какие деньги на это планируется потратить. Судя по опубликованным этим летом сведениям, большая часть военного бюджета страны — около 40 % — будет израсходована именно на нужды Военно-Морского Флота. Не на ракетные войска стратегического назначения, а именно на атомные подводные лодки и военные корабли. Скажем больше — ВМФ достанется денег из военного бюджета России больше, чем РВСН, Космическим войскам и ВВС, вместе взятым. Эта цифра до 2012 года составит около 1,5 триллиона рублей. Причем, по прогнозам экспертов, в ближайшие 5—7 лет доля оборонных расходов, приходящихся на флот, будет весьма велика, а возможно, и ощутимо возрастет.

Надо ли напоминать о глобальном финансовом кризисе, падении ВВП и отсутствии Стабилизационного фонда, который не доживет и до середины 2010 года? Стоит ли вспомнить о недавней техногенной катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС и мольбах экспертов немедленно начать модернизацию технологически опасных объектов в гидроэнергетике и других отраслях экономики? Имеет ли смысл говорить о том, что нефти, по прогнозам аналитиков, в стране и мире осталось на 20—25 лет? Что будет делать построенная на трубе российская экономика после этого, сегодня не возьмется сказать даже Павел Глоба.

В ситуации, когда в стране решительно не хватает денег, тратить их на закупку новых вооружений, особенно таких дорогостоящих, как подводные лодки и ракетные крейсера, по меньшей мере странно. От кого мы собираемся защищаться и кого пугать своими ракетами? Тех, у кого будем их закупать? Или страны третьего мира типа Венесуэлы, у которой и выхода к морю-то не имеется?

Если все пойдет по плану, то через пару десятков лет мы останемся без нефти, но с одним из самых мощных в мире флотов, который по-прежнему останется верным союзником России вместе с безотказной армией. Что мы будем делать с такими союзниками? Куда ж нам плыть, кого воевать? Вопросы, одни вопросы.

Аркадий Баташев, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать