Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Параллельный мир

Параллельный мир

02.10.2009
2

Электронное правительство не скоро начнет нами править

Цель программы по созданию электронного правительства — облегчить жизнь граждан, отодвинуть их как можно дальше от чиновников. Пока ее достижение — мечта президента и премьер-министра. Хотя Красноярск начал шагать в этом направлении раньше многих регионов.

«Ни фига мы не продвинулись!»

Дмитрий Медведев торопится руководить «Электронной Россией»Идея создания электронного правительства, мягко говоря, не нова. Она предполагает реализацию нового метода взаимодействия граждан и чиновников — заявителей и тех, кто должен оказывать услуги. Обязательное условие — максимальное использование информационных технологий, позволяющее исключить или, по крайней мере, минимизировать контакт физических лиц. Во-первых, это ускоряет процесс получения необходимой информации или услуги, во-вторых, исключает возможность вступить сторонам в товарно-денежные отношения.

ООН и Еврокомиссия ежегодно составляют рейтинг стран с «наиболее электронным» правительством. Сегодня ТОП-10, по версии экспертов Еврокомиссии (было опрошено 14 тысяч государственных деятелей разных европейских стран), выглядит так:

  1. Швеция
  2. Австрия
  3. Великобритания
  4. Ирландия
  5. Финляндия
  6. Норвегия
  7. Дания
  8. Исландия
  9. Франция
  10. Испания

Критерии — наличие таких сервисов, как онлайновая уплата налогов, постановка автомобиля на учет, заполнение таможенных деклараций и многое другое. Самыми развитыми онлайновыми сервисами оказались те, что способствуют пополнению государственной казны — например, заполнение налоговых деклараций. «Мелочовка», которая не приносит доходов, остается почти везде на достаточно низком уровне.

России в первой десятке места нет. Как и во второй, и в третьей, и далее. Хотя Федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия», в рамках которой реализуется проект, была принята еще в 2002 году, за семь лет больших результатов добиться не удалось. То есть удалось, но с отрицательным знаком: по итогам прошлого года Россия в рейтинге ООН, отражающем готовность стран к созданию электронного правительства, переместилась с 50-го на 60-е место. За шесть лет на ФЦП потрачено 16 млрд рублей.

«Наш информационный международный рейтинг очень слабый. Государственные расходы на информатизацию в стране в настоящее время сопоставимы с развитыми европейскими странами. Но эффективность использования этих средств у нас весьма незначительная», — заявил президент Дмитрий Медведев 31 августа на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию России, проходившем во Владимире. Он устроил настоящий разнос министру образования Андрею Фурсенко, которому почему-то поручено курировать проект. В ответ на заявление министра о том, что Россия «продвинулась» в его реализации, президент попросил назвать ему хоть один реальный пример, когда гражданин сумел, например, с помощью Интернета поставить машину на учет. «Чего мы продвинули? Ни фига мы не продвинулись!» — сделал вывод Медведев. И предложил наказывать рублем тех чиновников, которые тормозят прогресс.

А премьер-министр Владимир Путин недавно подписал два постановления, призванных ускорить реализацию проекта. Утвердило правительство и план перехода на оказание госуслуг в электронном виде. По словам главы Минкомсвязи Игоря Щеголева, он включает 74 вида услуг и точно определяет этапы перехода на новый метод общения граждан и чиновников.

Виртуальный Красноярск

По словам заместителя начальника управления информатизации и связи администрации Красноярска Юрия Жмуйдина, наш город начал двигаться в сторону создания электронного правительства задолго до принятия концепции его создания правительством России.

- На сайте городской администрации давно уже работает электронная приемная, куда любой житель города, владеющий Интернетом, может отправить вопрос, просьбу, пожелание, жалобу, — рассказывает Юрий Жмуйдин. — Для этого внесены соответствующие изменения в регламент. До недавнего времени мы рекомендовали гражданам оставлять обратный адрес — теперь в соответствии с законодательством мы обязаны обрабатывать всю почту, включая анонимную.

На анонимные обращения отвечать невозможно, но они тоже фиксируются. Если по какому-то вопросу обращений становится достаточно много, да еще если журналисты подбрасывают актуальные темы, формируется пакет, и чиновники соответствующих ведомств готовят ответы, которые выкладываются на сайте.

Есть и такая услуга, как «информационный киоск». Она реализуется совместно с системой терминалов «Платежка». Здесь, правда, не все обстоит так гладко, как хотелось бы. Обратная связь предусмотрена и даже как бы есть, но на самом деле воспользоваться ею невозможно.

- «Платежка», бесплатно участвуя в реализации социального проекта, и без того идет на коммерческие жертвы, — поясняет Юрий Жмуйдин. — Обратная связь требует с их стороны дополнительных затрат. Мы эти затраты компенсировать не можем: бюджетом проекта такие деньги не предусмотрены.

Решить проблему поможет принятый 8-й Федеральный закон, который предписывает обеспечить гражданам максимальный доступ к информации о деятельности органов власти на всех уровнях. В законе, например, есть такое понятие, как «центр коллективного доступа».

Как один из способов формирования электронного правительства на краевом и муниципальном уровнях можно рассматривать создание многофункциональных центров (МФЦ), оказывающих услуги по принципу «одного окна». Пока в городе один такой центр, он открыт в 2008 г. на базе краевого государственного предприятия «Красноярский технический центр». Реализацией проекта занимаются: на краевом уровне — агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, на муниципальном — управление информатизации и связи. МФЦ оказывает населению около 300 услуг — бесплатных и платных. Правда, едва начав работать, МФЦ вызвал интерес со стороны Красноярского УФАС. (Подробнее об этом — на с. 9.) Всего же, по подсчетам специалистов управления информатизации и связи, городу необходимо восемь таких центров.

Важнейшим направлением в реализации электронного правительства является электронный документооборот, который поэтапно внедряется во всех структурах администрации города. Для реализации электронного документооборота создана единая информационно-коммуникационная сеть, объединяющая все подразделения администрации города. В условиях, когда департаменты, управления расположены в разных районах Красноярска, сеть — инструмент необходимый.

Человеческий фактор

«Люди только мешают, путаются под ногами», — поет в старой песне Елена Камбурова. Не было еще проекта, самого высокотехнологичного, внедрению которого помог бы человеческий фактор. Он всегда мешает, всегда заставляет делать поправки «на ветер».

- Идея электронного правительства, безусловно, полезна, но есть примечания. Сейчас компьютерщики, которые занимаются разработкой сайтов, заняли стойку в ожидании вала заказов. Представляешь, какой будет разнобой, какая пестрота, если разработкой соответствующих сайтов займутся разные подрядчики? — рассказал «ВК» один из экспертов на правах анонимности. — Сколько разработчиков — столько интерфейсов. Я бы на месте федералов создал какие-то базовые модули, чтобы транслировать их на все уровни реализации программы — от федерального до муниципального.

Юрий Жмуйдин, напротив, не видит в этом опасности, главное, считает он, грамотно и внятно прописать техническое задание. Тогда даже при смене подрядчика (тендеры по закону должны проводиться каждый год) продукт сохранит свою свежесть.

Как будет выглядеть тот или иной сайт — в конце концов, это вопрос «упаковки», внешнего вида, удобства в использовании. Важный, но не первостепенный. Специалисты, имеющие дело с электронным документооборотом, приводят почти анекдотические примеры дурного влияния человека. В одной из налоговых инспекций города — не смогли уточнить, в какой именно, — системный администратор разом поменял имена и пароли для входа на почтовый сервер. И забыл предупредить об этом пользователей. Те, ничего не подозревая, входили на почту под старыми «никами» и паролями. О том, что они изменились, сотрудники узнали через четыре дня. В итоге вся налоговая отчетность, присланная фирмами-клиентами в этот период, просто не дошла до получателя — конкретного налогового инспектора. Что значит опоздать с отчетом в налоговую, хорошо знает любой предприниматель.

Еще один пример иррационального поведения привели в компании «Актив Плюс», связанной франчайзинговым договором с фирмой «1С». Существует разработанный «1С» электронный дневник школьника — удобный, многофункциональный, главное — бесплатный. Однако вместо того чтобы им пользоваться, учреждения образования предпочитают за бюджетные деньги нанимать разработчиков аналогичного продукта на месте. Смысла в этом никакого — если, конечно, не иметь в виду возможность освоить казенные средства. Делать это, как известно, можно по-разному.

Геннадий Васильев, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать