Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Минус Игарка

Минус Игарка

14.10.2009
0

Сможет ли «Черемшанка» выжить без одного из своих основных портов?

Авиапредприятие «Аэропорт Черемшанка» может лишиться одного из своих портов. И если для этого порта такое решение пойдет на пользу, то для остальных участников предприятия может оказаться роковым.

Приземленная нагрузка

Аэропорт ИгаркаНа прошлой неделе «ВК» стало известно, что аэропорт Игарка может быть выведен из состава федерального государственного унитарного предприятия «Аэропорт Черемшанка». Напомним, ФГУП «Аэропорт Черемшанка» объединяет в себе 6 аэропортов: Игарка, Мотыгино, Богучаны, Кодинск, Северо-Енисейск и собственно Черемшанка. Причем большинство из них убыточны и выживают исключительно за счет своих более успешных собратьев.

- Если бы в свое время мы не объединили шесть аэропортов, — рассказывал еще в марте этого года тогдашний  и. о. генерального директора авиапредприятия «Черемшанка» Николай Штанько, — то около половины из них сегодня уже не было бы. В Черемшанке базируется 5 авиакомпаний. Проходящие через наш порт потоки грузов и пассажиров достаточно высоки, и нам удается зарабатывать, а за счет этих средств поддерживать остальные наши аэропорты.

Игарка также является весьма успешным портом, особенно после того, как «Ванкор-Нефть» избрал его базовым опорным пунктом. Именно с приходом нефтяной компании можно ожидать нового витка развития аэропорта.

Поясним, что в сегодняшних условиях аэропорты почти не могут зарабатывать. Все их доходы складываются из дотаций и платы за «взлет-посадку» — денег, как правило, хватает лишь на оплату эксплуатационных расходов и выплату мизерных зарплат.

Расходы же у них несоизмеримо больше. Во-первых, траты на сертификацию (сертификация Черемшанки обошлась в 2008 году в 2,5 млн рублей ). Причем если в Европе и Америке сертификат выдается пожизненно, то в России аэропорты должны проходить сертификацию раз в два года, а между ними еще одна проверка. Кстати, тоже платная — 60 тысяч рублей за одну службу (в Черемшанке их восемь).

Во-вторых, приведение портов в соответствие с требованиями федеральных авиационных правил, которые, надо сказать, одни для малых и больших аэродромов, тоже стоит денег. Отсюда вытекает и третий фактор — штат сотрудников, сильно превышающий реально необходимый, и соответствующий фонд заработной платы (в маленьком аэропорту необходимо содержать такие же службы, что и в большом, а это означает, что только штат технических служб в порту с проходимостью 1 самолет в сутки будет около 100 человек).

Казенный выход

Именно проблема содержания аэропортов и стала причиной планируемого вывода Игарки из состава ФГУП. По крайней мере, так заявляют в правительстве края.

«ФГУПы, в хозяйственном ведении которых находятся северные аэропорты Байкит, Ванавара, Диксон, Игарка, Кодинск, Мотыгино, Подкаменная Тунгуска, Северо-Енисейск, Тура (Горный), Туруханск, Хатанга, практически не имеют возможности поддерживать их в нормативном состоянии и полноценно осуществлять аэропортовую деятельность», — сказано в официальном ответе чиновников на запрос «ВК».

Решить проблему планируется через создание федерального казенного предприятия (ФКП), о чем уже существует договоренность с Минтрансом РФ. Здесь необходимо еще одно пояснение. В отличие от ФГУПов, которые обеспечивают свою деятельность исключительно за счет собственных доходов (что не исключает возможности получения дотаций из бюджета), казенные предприятия работают исключительно на бюджетные деньги. В ситуации с аэропортом Игарка речь идет, скорее всего, о краевом финансировании, поскольку именно в собственность региона и поступит аэропорт. Точнее, его имущественный комплекс (без взлетно-посадочной полосы и сопутствующего оборудования, которые, как стратегические объекты, принадлежат Федерации).

По прогнозам властей, никаких негативных последствий для малой авиации при передаче имущественного комплекса аэропорта в собственность края не будет. Даже наоборот, «создание ФКП решает много проблем — в целом содержание аэропортов (сейчас высокий износ основных фондов), увеличение транспортной доступности для населения и увеличение пассажиропотока» (из официального ответа правительства).

Конечно, для самого аэропорта Игарка такой поворот событий скорее плюс — все заработанные им деньги теперь останутся в предприятии и пойдут на его нужды. А вот для остальных портов ФГУПа такое развитие ситуации может привести к плачевным результатам — одна Черемшанка теперь вряд ли сможет обеспечить оставшиеся 5 аэродромов надлежащим образом.

Получить комментарии руководства ФГУП «Аэропорт Черемшанка» не удалось — нынешний директор попросту отказался разговаривать с «ВК» на эту тему.

В правительстве же уверяют, что предприятие «Аэропорт Черемшанка» не останется без участия властей и в случае создания ФКП войдет в его состав.

Непонятно одно — зачем понадобилось выводить из предприятия его структурное подразделение, если впоследствии планируется их слияние в одной компании.

Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать