Обращение к услугам мастеров индивидуальной одежды на Западе давно уже является признаком высокого статуса и потребительской грамотности заказчика, а потому вопрос о рентабельности ателье не стоит. Но для России, которая до сих пор не рассталась с привычкой к советскому уравниванию, сегодня характерна несколько другая практика.
Дешевле, но не популярней
Существует определенный перечень причин, по которым потребитель вынужден обращаться к услугам ателье, и стремление к индивидуальности, здесь, увы, далеко не на первом месте. Заказать авторскую модель, которая бы подходила к персональным параметрам потребителя, готовы единицы.
- Наш рынок одежды перенасыщен, в основном, товарами китайского производства. Клиенту сегодня привычней купить вещь, чем сшить ее на заказ, — рассказывает собственник ателье «Альбина» Юлия Романчик. — Сломить данный стереотип крайне сложно, потому что он складывался на протяжении очень долгого времени. Однако парадокс в том, что на красноярском рынке даже свадебное или вечернее платье изготовить индивидуально получится гораздо дешевле, чем приобрести его в магазине. Сегодня заказ индивидуального пошива платья и стоимость проката приблизительно равны между собой.
Чаще всего прибегать к услугам ателье вынуждены люди с нестандартными размерами фигуры, а также клиенты, обладающие какими-либо физическими недостатками. Таким образом, потребитель обращается к индивидуальным мастерам лишь в том случае, если не имеет возможности подобрать себе товар ни на рынках ширпотреба, ни в элитных бутиках. Предприниматели единогласно отмечают, что количество заказов на изготовление оригинальных экземпляров сегодня не может окупить все затраты. Поэтому в каждом ателье предоставляют такую услугу, как ремонт и корректировка уже готовой продукции. Правда, в случае большого объема работы цена услуги может превысить стоимость самой вещи. И даже несмотря на это красноярский потребитель предпочитает приобретать фабричные экземпляры, после отдавая их в ателье на доработку.
Еще одна категория клиентов — люди старшего поколения, которые не имеют возможности покупать себе новые вещи и обновляют свой гардероб, перешивая уже имеющуюся одежду.
Выполнение заказов по ремонту и доработке готовых образцов — менее трудозатратный процесс, чем создание авторской продукции. Именно поэтому многие ателье сосредоточились исключительно на предоставлении этого вида услуг. Ценовая политика в этой сфере в основном определяется стоимостью аренды помещений.
Не окупаемся, но размножаемся
Многие индивидуальные предприниматели утверждают, что ателье не всегда способны окупить затраты на оборудование, материалы, аренду помещения и зарплату сотрудникам. Для того чтобы получать ощутимую прибыль, владельцам необходимо повышать стоимость своих услуг, но именно этот шаг может отпугнуть клиентов и сократить количество заказов. Впрочем, контролировать появление новых игроков или уход с рынка старых крайне непросто: практически у половины организаций нет персонального названия, ателье идентифицируются лишь по имени ИП. Хотя и без этого не сложно оценить, что количество мастерских по пошиву и ремонту одежды в городе постоянно увеличивается.
- Сегодня нет крупных брендов, потому что нет соответствующей поддержки малого бизнеса, — полагает директор ателье «Ход Кутюрье» Лариса Милано. — Индивидуальные предприниматели нуждаются в правовой и финансовой помощи со стороны государства, а этого не происходит. Если же говорить о потребителе, то здесь необходима смена менталитета. Мы не настолько богаты, чтобы позволить носить себе дешевые вещи. Если мы придем к этому пониманию, то, я думаю, ателье в нашем городе начнут активно и результативно развиваться.
Разумно, но не выгодно
Пока игроки не в состоянии оценить состояние рынка в целом. Вероятно, это происходит
Анастасия Зубарева, «Вечерний Красноярск»