Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Наука может понести утрату

Наука может понести утрату

22.10.2009
0

Программы грантовой поддержки ученых под угрозой

Бюджеты двух фондов, выделяющих гранты на финансирование научных исследований, могут быть сокращены. А сами фонды предлагается переподчинить и поставить в зависимость от чиновничьего произвола.

Прямое назначение

По словам кандидата физико-математических наук, научного сотрудника Физического института Академии наук им. П. Н. Лебедева Евгения Онищенко, действующая ныне в России система выделения грантов (субсидий) на финансирование научной деятельности за два десятилетия зарекомендовала себя как минимум в качестве дееспособной. Одним из достижений новой России было создание в начале 90-х годов Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Впоследствии от РФФИ отпочковался Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), специализирующийся на грантах в области гуманитарных наук. В отличие от советской системы ведомственного финансирования, гранты выделяются непосредственно руководителям научных групп. Иначе говоря, деньги идут по назначению.

Онищенко приводит такое свидетельство эффективности почти двадцатилетней работы фондов: в прошлом году РФФИ поддерживал исследовательскую работу научных групп в рамках 10 тыс. проектов, получивших финансирование в ходе конкурсов 2006-2008 годов. Бюджет РФФИ составляет всего лишь 6 процентов от государственных расходов на гражданские исследования и разработки, при этом более 50 процентов статей российских ученых в ведущих российских и зарубежных научных журналах подготовлены в ходе выполнения поддержанных РФФИ проектов. РФФИ и РГНФ имеют проработанные конкурсные процедуры, наиболее представительный в стране корпус экспертов, включающий квалифицированных ученых из Российской академии наук, ведущих вузов и государственных научных центров России, и оказывают поддержку лучшим научным группам независимо от их ведомственной принадлежности.

Поправки на зависть и кризис

В будущем году российские фонды, поднаторевшие в реализации грантовых программ, ждут две серьезных неприятности. 1 января 2010 года вступают в силу положения новой редакции Бюджетного кодекса, согласно которым главные распорядители бюджетных средств (к их числу относятся и научные фонды) могут выделять деньги только подведомственным организациям, а бюджетные учреждения не могут получать субсидии. Дело в том, что даже самое прямое назначение не обходится без отводных каналов. Получатели грантов - руководители научных групп, но средства поступают в научные учреждения, в которых они работают. Научное учреждение, таким образом, обслуживает грантополучателя. Естественно, что часть выделяемых средств идет на покрытие накладных расходов учреждения, платятся все положенные налоги, в том числе начисления на заработную плату. Это обстоятельство дает чиновникам основания относиться к грантам как к субсидиям не конкретным получателям, а учреждениям. Отсюда как следствие - принятая редакция Бюджетного кодекса может лишить РФФИ и РГНФ права выделять средства государственным вузам и учреждениям государственных академий наук. Окончательное следствие - свертывание грантовых программ.

Кроме того, фонды могут преобразовать в автономные учреждения, подведомственные какому-либо федеральному органу исполнительной власти - например, федеральному агентству «Роснаука». Это позволит фондам существовать, их названия останутся прежними. Однако степень самостоятельности и принципы работы претерпят существенные изменения. РФФИ и РГНФ автоматически лишатся статуса «главного распорядителя бюджетных средств», то есть «строки в бюджете», и будут получать финансирование опосредованно.

Онищенко высказывает предположение, что движущим мотивом многих планируемых преобразований является не пиетет перед законом, но стремление устранить любые независимые структуры, подчинить их ведомственной вертикали: «Система экспертизы проектов РФФИ на порядок сильнее системы экспертизы Роснауки, а это раздражает».

Вторая напасть, грозящая фондам, - экономический кризис. По некоторым сведениям, бюджеты РФФИ и РГНФ в будущем году могут быть урезаны чуть ли не наполовину. И без того не астрономические суммы грантовой поддержки и вовсе «усохнут».

«Если под разговоры об инновационной экономике и необходимости технологической модернизации будет упущено еще несколько лет, то у нас попросту некому будет закладывать фундамент будущего процветания», - делает вывод Евгений Онищенко.

Виктор Слободкин, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать