Красноярское зерно может не найти потребителя на других рынках
Власть намерена субсидировать расходы аграриев, связанные с поиском новых рынков сбыта. Однако размер этих субсидий может оказаться настолько велик, что сельское хозяйство, ориентированное на экспорт, окажется нерентабельным.
Момент инерции
В этом году по планам аграриев в крае будет собрано более 2,5 млн тонн зерна. По признанию министра сельского хозяйства края Леонида Шорохова, регион может потребить лишь
Текущая ситуация стала логичным продолжением существовавшей ранее доктрины обеспечения продовольственной безопасности. Соответствие ей считалось критерием эффективности сельского хозяйства. По сути, краевые сельхозпроизводители в этом году двигались по инерции, видимо рассчитывая, что и государство поступит так же — продолжит зерновые интервенции в прежних или хотя бы сопоставимых объемах.
Отметим, что в прошлом году эта мера (зерновые интервенции) не только позволила сдержать рост цен на зерно, но и помогла заработать крестьянам — тогда у аграриев региона было закуплено более 300 тысяч тонн зерна.
Проблема в том, что оставшееся с того времени зерно никак не использовано и сейчас хранится на элеваторах. Поэтому ждать полномасштабных интервенций не стоит. Те же, что будут, — ограничены по объемам и времени. Да и вряд ли пройдут по рыночным ценам — по информации отраслевых экспертов, цена для нашего зерна, если интервенции все же будут проводиться, в пределах
Одним из решений могло бы стать создание дополнительных мощностей для хранения. Но,
Другой потребитель
Проблема перепроизводства зерна вызвана в первую очередь нехваткой его потребителей на территории края, основным из которых, как правило, является мясное и молочное скотоводство. Проблемы в этих отраслях сельского хозяйства края наметились еще в середине
Самым верным в такой ситуации могла бы стать попытка продажи нашего зерна на других рынках, например в Приморье, где зернового земледелия вообще нет. Этот вариант рассматривается правительством края как основной. И в первую очередь речь идет о субсидировании транспортных расходов, которые при географии нашей страны составляют немалую долю в себестоимости. Правительство края намерено частично субсидировать эти расходы. Правда, при наличии жесткого долговременного контракта.
Однако не стоит полагать, что красноярское зерно примут с распростертыми объятиями, — на Дальний Восток, который рассматривается правительством края как один из основных рынков, зерно уже давно завозится из Краснодарского края. Причем, по оценкам специалистов, это зерно, как правило, дешевле выращенного в Сибири. Так что объемы субсидий на транспортные расходы, чтобы товар стал конкурентоспособным, могут оказаться непосильной ношей для края.
Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск»