Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Спрос на вынос

Спрос на вынос

26.10.2009
0

Красноярское зерно может не найти потребителя на других рынках

Власть намерена субсидировать расходы аграриев, связанные с поиском новых рынков сбыта. Однако размер этих субсидий может оказаться настолько велик, что сельское хозяйство, ориентированное на экспорт, окажется нерентабельным.

Момент инерции

В этом году по планам аграриев в крае будет собрано более 2,5 млн тонн зерна. По признанию министра сельского хозяйства края Леонида Шорохова, регион может потребить лишь 60—70% урожая. Чтобы сохранить или переработать остальное — понадобятся дополнительные мощности. Еще один вариант — продажа на экспорт или по интервенции. На сегодня речь идет о 400 тысячах тонн зерна, которые уже некуда разместить.

Текущая ситуация стала логичным продолжением существовавшей ранее доктрины обеспечения продовольственной безопасности. Соответствие ей считалось критерием эффективности сельского хозяйства. По сути, краевые сельхозпроизводители в этом году двигались по инерции, видимо рассчитывая, что и государство поступит так же — продолжит зерновые интервенции в прежних или хотя бы сопоставимых объемах.

Отметим, что в прошлом году эта мера (зерновые интервенции) не только позволила сдержать рост цен на зерно, но и помогла заработать крестьянам — тогда у аграриев региона было закуплено более 300 тысяч тонн зерна.

Проблема в том, что оставшееся с того времени зерно никак не использовано и сейчас хранится на элеваторах. Поэтому ждать полномасштабных интервенций не стоит. Те же, что будут, — ограничены по объемам и времени. Да и вряд ли пройдут по рыночным ценам — по информации отраслевых экспертов, цена для нашего зерна, если интервенции все же будут проводиться, в пределах 3,5—4 тысяч рублей за тонну. Сейчас же, уверяют эксперты, себестоимость зерна по краю находится в пределах 3,3 тысячи рублей за тонну, поэтому на рынке оно должно стоить около 4,5 тысячи рублей, чтобы обеспечить рентабельность и дать возможность сельхозпредприятиям развиваться.

Одним из решений могло бы стать создание дополнительных мощностей для хранения. Но, во-первых, это весьма недешевое мероприятие, а в нынешних условиях денег на это ни у федеральной власти, ни у краевой, ни тем паче у аграриев нет. Во-вторых, само хранение зерна обходится весьма недешево. По оценкам председателя комитета по экономической политике Законодательного собрания края Михаила Васильева, только на эти нужды в федеральных масштабах в день тратится порядка 18 млн рублей. А притом что для нужд продовольственной безопасности это зерно не нужно, получается, что оно ляжет мертвым грузом.

Другой потребитель

Проблема перепроизводства зерна вызвана в первую очередь нехваткой его потребителей на территории края, основным из которых, как правило, является мясное и молочное скотоводство. Проблемы в этих отраслях сельского хозяйства края наметились еще в середине 90-х, когда на рынке резко выросла стоимость зерна. Тогда многие хозяйства края стали жертвовать своими животноводческими мощностями в пользу зернового земледелия, пастбища превратились в пашни. По данным Министерства сельского хозяйства РФ, только за период с 2000 по 2008 год поголовье молочного скота в Красноярском крае снизилось в 2,1 раза. И если в этом году тенденцию к сокращению поголовья все же удалось переломить, то до восстановления его еще далеко. Получается, рост количества посевных площадей в крае никак не был сопоставлен с ситуацией в животноводстве, что и привело к переизбытку произведенного зерна.

Самым верным в такой ситуации могла бы стать попытка продажи нашего зерна на других рынках, например в Приморье, где зернового земледелия вообще нет. Этот вариант рассматривается правительством края как основной. И в первую очередь речь идет о субсидировании транспортных расходов, которые при географии нашей страны составляют немалую долю в себестоимости. Правительство края намерено частично субсидировать эти расходы. Правда, при наличии жесткого долговременного контракта.

Однако не стоит полагать, что красноярское зерно примут с распростертыми объятиями, — на Дальний Восток, который рассматривается правительством края как один из основных рынков, зерно уже давно завозится из Краснодарского края. Причем, по оценкам специалистов, это зерно, как правило, дешевле выращенного в Сибири. Так что объемы субсидий на транспортные расходы, чтобы товар стал конкурентоспособным, могут оказаться непосильной ношей для края.

Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать