Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Закон продвижения

Закон продвижения

29.10.2009
4

Сможет ли исчезновение импортных авто продвинуть на рынке отечественные?

Автомобильный техрегламент должен повысить безопасность ввозимой в страну техники. Однако разработчики и сами признают, что основная цель этого документа — поддержка отечественного автопрома. Торговцы подержанными иностранными машинами уже ждут тяжелых времен.

Непреодолимый барьер

Ежегодно в Россию ввозится около 300 тыс. автомобилей, не соответствующих национальным требованиям РФ по светотехнике, обзорности, экологическим нормам, а также не предназначенных для правостороннего движения.

Новый технический регламент вступит в силу в 2010 году. В нем будут утверждены новые требования к автомобилям. Те же образцы машин, которые не соответствуют сформулированным в регламенте стандартам, и вовсе окажутся не удел — их ввоз на территорию страны будет запрещен.

Основная доля нововведений коснется подержанных иномарок, количество которых на дорогах страны чрезвычайно велико.

Первыми заметят появление новых стандартов торговцы подержанными «японцами», ведь с вступлением в силу закона праворульные автомобили не смогут получить сертификационное одобрение на эксплуатацию (об этой процедуре чуть ниже) в России, а значит, исчезнут с рынка. Запрет, однако, не коснется уже ввезенных и растаможенных машин — они смогут свободно перемещаться по стране до конца их эксплуатационного срока службы.

Подкосит позиции японского автопрома на российском рынке и еще одна новая норма. Законными признаются автомобили только с 17-значным идентификационным номером двигателя (VIN). Японские автомобили, выпущенные для внутреннего рынка Страны восходящего солнца, маркируются 11-значным идентификационным номером, а значит, не соответствуют требованиям российских стандартов.

Пострадают и американские производители и их дилеры. Техрегламент в обязательном порядке предписывает установку на машинах указателей поворотов желтого цвета, тогда как американские машины комплектуются красными.

Готовящийся техрегламент далеко не первая попытка российских властей упорядочить рынок подержанных автомобилей и привести его к национальным стандартам. Сейчас в стране действуют правила, по которым все новые модели машин, ввозимые на наш рынок, должны получить сертификат одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Если на определенную модель уже получен сертификат ОТТС, то он автоматом распространяется и на все последующие машины этой серии. Впрочем, это условие не действует на автомобили с пробегом. Благодаря этому сейчас недорогие и качественные японские б/у машины могут беспрепятственно попадать в Россию при единственном условии — соответствие экологическим требованиям «Евро-3».

Расчистить рынок

Новый техрегламент должен заполнить этот пробел в законодательстве. Сертификация бывших в употреблении машин будет проходить по более упрощенной схеме, чем для новых моделей, но ОТТС придется получать вне зависимости от того, кто ввозит — физическое или юридическое лицо. Машины с правым рулем, красными поворотниками не смогут пройти сертификацию.

Также техрегламент предусматривает контроль за тюнингом и технической доработкой машин. Все, кто пожелает усовершенствовать свой автомобиль, сначала будут обязаны предоставить техническое обоснование надежности и безопасности доработки в сертификационный орган. Затем автомобиль с внесенными изменениями надлежит привезти на испытания экспертам. После заключения специалистов придется регистрировать в ГИБДД все внесенные изменения. То же самое касается единичных самоделок.

К тому же автопроизводитель, не являющийся резидентом в России, должен иметь у нас единственного представителя. И этот представитель должен быть юридическим лицом. Это означает фактическое прекращение параллельного импорта. То есть покупать новые машины можно будет только у официальных представителей.

- Если все обозначенные в регламенте изменения вступят в силу, — говорит генеральный директор ООО «Микадо» Егор Фролов, — то, по большей части, продавать автомобили смогут только автосалоны и официальные дилеры, которые и будут диктовать цены.

Представители рынка подержанных «иностранцев» столкнутся со множеством проблем, но они, похоже, не стали сюрпризом для разработчиков регламента — основная цель нового закона не только (и возможно, даже не столько) в регулировании рынка, а в поддержке отечественного автопрома, который уже давно проиграл борьбу за потребителя, и ему остается рассчитывать только на поддержку государства. Государство же, в свою очередь, не сумев помочь своим подопечным через увеличение пошлин, видимо, вознамерилось вычистить для них рынок.

Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать