В Красноярске рынок ресторации намного скромнее, чем требуется. Сопоставление с соседним Новосибирском дает неутешительный результат. Потребительский потенциал краевого центра выше, чем способность его удовлетворить со стороны рестораторов. Представлены как будто все форматы — но каждый достаточно скромно. Алексей Ефимов, директор ресторана «Пивной дайнер» и сети кулинарий «Кекс & крендель», имеет возможность сравнивать. И сравнивает.
Найдите 10 отличий
До приезда в Красноярск вы управляли ресторанами в Новосибирске. Чем новосибирский рынок общепита отличается от красноярского?
В Новосибирске я управлял американской сетью из 25 ресторанов. Сейчас она не в том виде, что была три года назад, но все еще работает. Серьезное отличие, влияющее на формирование рынка, — отсутствие метро в Красноярске. В Новосибирске вся городская инфраструктура выстраивается вокруг метро. Это скелет, на который все нанизывается. В том числе места скопления людей зависят от расположения станций метро. Для открытия любой точки общепита это один из ключевых показателей. Не обязательно открываться в центре города, но крайне желательно — там, откуда недалеко до станции метро. Здесь метро нет, и с местом открытия ресторана или
А есть отличия, связанные с человеческим фактором?
В Красноярске редко
Получается, в этом свой плюс: Красноярску есть куда стремиться.
Однозначно! Рынок здесь совершенно не наполнен. Хотя при этом нет, наверное, таких форматов, которые здесь не представлены. В той или иной степени представлены все. Просто понемногу.
Какие новые тенденции на рынке общепита породил кризис?
Думаю, кризисная ситуация заставила всех, кто на плаву, быть более честными и откровенными со своими гостями. Никто не старается получить сверхприбыли, все озабочены удержанием клиента. Никто не стремится затащить клиента любым способом, а там будь что будет, не обещает нереальных условий. Меньше стало понтов. Рестораторы стали ближе к народу,
Какие сегменты общепита особенно пострадали от кризиса?
Я бы не стал однозначно говорить, что
На ресторанных сайтах довольно много информации о том, что некоторые столичные заведения премиального класса вынуждены переформатироваться, перейти в другой сегмент, пониже. Как вы считаете, это общая тенденция или она ограничена Садовым кольцом?
Наверное, такой вариант возможен… Дело в том, что те постоянные посетители, у которых было много денег, — они остались гостями привычных заведений. Но есть другая категория — те, у кого было оптимальное количество денег. Они готовы были тратить их и на ресторан в числе прочих расходов. Но
Форматирование
Есть форматы, которые с кризисом стали менее актуальными, чем раньше?
Как вы определите формат «Пивного дайнера»?
Это народный ресторан. Средний чек — десять долларов. Мы пропагандируем мировые кулинарные хиты. То есть не
Кризис не сказался на количестве посетителей?
Если сравнивать с минувшим летом, посещаемость, конечно, выросла. Серьезно выросла. Если сравнивать с августом прошлого года, когда все только-только начиналось здесь, — она еще не на том уровне. Тогда было больше гостей.
Качество обслуживания, отсюда — посещаемость в большой степени зависят от менеджмента. Откуда берутся хорошие ресторанные менеджеры?
Я считаю, самое правильное — выращивать самим. Конечно, можно найти, перекупить, и такое бывает. Есть хорошие специалисты, которые сегодня
Сегодня довольно активно развивается сегмент столовых. Это общая тенденция?
Да. И я к этому отношусь спокойно — мне кажется, это неплохой бизнес, интересный сегмент. Он всегда находит свою аудиторию: студенты, офисные сотрудники. И хорошо, что он растет. Другое дело — что именно называть столовой? Если отталкиваться в оценке от среднего чека, нередко это просто кафе самообслуживания. Порой, когда ты набираешь то количество блюд, которое позволит насытиться нормальному взрослому мужику, чек получается больше, чем у нас. Полный бизнес-ланч в «Пивном дайнере» стоит 180 рублей — я, со своей комплекцией, наедаюсь им на весь день. Я знаю столовые, в которых мне, чтобы наесться, нужно как минимум 250 рублей.
Очень часто бизнес-ланч в наших заведениях — это комплексный обед. Навязывают меню практически без выбора, а если ты не желаешь
У нас не так. Есть разные комбинации — одну я называю «для девочек», это облегченное меню, — есть «средненькое» и «для мужика». В пределах
Почему новосибирская «Вилка-ложка» у нас только одной точкой представлена?
Проблема менеджмента. И еще — проблема места. Очень непросто людям из других городов арендовать в Красноярске подходящее место для точки общепита. Это просто катастрофа. Физически очень мало подходящих помещений. Там такая бизнес-модель, что, к примеру, арендная плата не может составлять больше двух тысяч рублей за квадратный метр. При этом у них даже в Москве есть свои точки, а вот в Красноярске — только одна.
Почему у нас так неактивно развиваются фастфуды?
Опять же — вопрос терминологии. Мы только что с вами говорили о том, что называть столовой, а что — кафе самообслуживания. Я бы отнес их тоже к фастфудам. Ведь что такое фастфуд? Это быстрое и недорогое питание. Единственное, что отличает наш фастфуд от родины, откуда пришло это понятие, — здесь еда здоровее. Наши фастфуды в отличие от американских не кормят людей бургерами. Здесь картошечка домашняя без фри, блинчики, котлетки… Но все же есть одна замечательная сеть типичных фастфудов, которая сейчас очень активно развивается, — Ростикс KFC. Мы, кстати, являемся их поставщиками по некоторым позициям.
В условиях активного развития разного бизнеса по логике должен не менее активно развиваться кейтеринг. В Красноярске эта услуга практически отсутствует. Почему?
Мне в условиях предыдущей работы приходилось заниматься этим бизнесом. Я даже ездил в Америку получать опыт работы в сегменте кейтеринга. Должен сказать, что и в Новосибирске он развит не очень, а в Красноярске действительно практически отсутствует. Видимо, должен
Музыкальная пауза
Сколько стоит сегодня войти в ресторанный бизнес?
Все очень индивидуально. Это как вопрос — сколько нужно денег, чтобы купить квартиру? Какую квартиру, где? Я бы воздержался от комментариев по этому поводу. Разброс огромный. Все зависит от аппетитов и от тех же понтов. Знаю людей, которые открывали такой бизнес за 60, за 80 миллионов рублей. Есть и те, кто за 10 миллионов открывал. Но и те и другие живут, инвестиции работают, рестораны радуют жителей.
Насколько целесообразно ставить новый ресторан рядом с уже работающим?
Мы — седьмые на сравнительно небольшой площади. Все живут, никто не закрывается, у каждого есть гости, нередко они бывают и у соседей, и у нас. Это же психология покупателя. Почему обувщики, сотовики ставят свои точки рядом друг с другом? Ты приехал покупать
Когда у вас праймовый день?
Однозначно пятница. На втором месте — суббота, потом четверг.
Вы устраиваете
Конечно. Я считаю, что это крайне необходимый инструмент. Люди имеют глаза и уши, и кто больше на слуху, кто чаще о себе заявляет, тот и пользуется успехом. Мы на протяжении двух недель проводили акцию под названием «Дайнер фест», посвященную пиву. У нас была так называемая пивная биржа. Смысл в том, что при выпивании определенного количества определенного сорта пива цена на него падала. Была возможность дойти до нуля. И такие дни, когда пиво начинали раздавать бесплатно, случались. Нужно быть как можно ближе к клиенту.
Музыка в ресторане — иногда больное место. Очень много халтуры. Как вы подбираете исполнителей, репертуар?
Согласен, халтуры очень много. Опять же для каждой публики есть своя музыка. У каждой группы красноярской есть свои поклонники. Их может быть десяток, а может сотни и даже тысячи. У нас играют группы, у которых много поклонников. Есть расписание, и некоторые приходят специально на заявленную группу. Столы заказывают. Ребята играют с драйвом. Все отношения с ними выстраивает Александр Борисенко. Он составляет расписание, прослушивает, договаривается о днях и оплате. Серьезная большая работа.
Кто сегодня посещает рестораны типа вашего?
Несколько категорий. Компании, которые празднуют корпоратив. Небольшие, на десять-двадцать человек. У нас все под это и заточено. Некоторое время мы думали, что среди наших гостей много молодежи, — когда стали внедрять дисконтную систему, анализировать анкеты, выяснили, что это не совсем так. У нас не такой уж молодой гость — в среднем старше тридцати. Уже не студенты.
Такие кексы
Параллельно с «Пивным дайнером» вы развиваете кулинарный проект. Успешно?
Проект под названием «Кулинария «Кекс & крендель» — это сеть кулинарий с мировыми кулинарными хитами. Очень много среди них бронебойных, железобетонных хитов — европейских, американских. Например, брауни, пончики, шарлотка, сенимен. То, что пользуется популярностью в Европе, Америке. Люди, которые пробовали это там, услышав, что у нас есть такие десерты в ассортименте, специально приезжают даже из других районов города. Но речь идет не только о выпечке: здесь мы предлагаем торты, и колбаски, и манты, и многое-многое другое. Очень популярно печенье, у нас его много видов. А еще активно развивается направление заказных тортов. Высококлассные кондитеры делают настоящие шедевры.
Кулинаров
Мне довольно много рецептов досталось из прошлой жизни. Приезжал канадский коллега, помогал настраивать линейку. Многие люди из старой команды, которая приехала со мной из Новосибирска, знали эти рецепты, умели готовить. Вот, например, наш главный производственник Яна, которая воплощает в жизнь наши самые смелые идеи, перебралась с нами из Новосибирска. Продукты производства, которым она управляет, мы продаем не только в свою сеть, но и в другие сети и в отдельные кафе и рестораны. Пока у нас две таких кулинарии, но будем открывать еще. Проект очень благодатный и благодарный. При небольших затратах очень высокая отдача.
За два с половиной года, что вы живете в Красноярске, какие заведения общепита стали любимыми?
«Колорадский папа» — это первое. Всем друзьям новосибирским считаю необходимым показать это заведение. Считаю, это — суперпроект. Хотя не все красноярцы любят по причинам, которые мне не известны. Но я считаю его очень удачным. Нравится «Мама Рома».
Мне очень нравится концепция «Перцы».
Когда встречаетесь с новой, отличной от вашей концепцией или просто новой идеей — переносите ее на свой бизнес?
Конечно! А почему нет? Я нормально к этому отношусь, и к тому, что мои идеи
Досье «ВК»
Ефимов Алексей Викторович
Родился в 1977 году в Новосибирске, вырос там же. Окончил в разгар кризиса 1998 года Новосибирский государственный педагогический университет по специальности «Биология и химия». Еще будучи студентом, перепробовал множество разных работ: сторожил, разгружал вагоны, охранял поликлинику, делал небольшие ремонты там же. Тогда же в Новосибирске только начинала развиваться сеть ресторанов быстрого питания «Аллегро фуд». Студентом стал работать на летней площадке, разливал пиво. Был администратором зала самого крупного заведения этой сети. Через год стал управляющим маленького ресторана сети, еще через год — самого большого, потом покинул компанию и управлял сетью американских ресторанов. Вернулся в «Аллегро фуд» генеральным директором.
Приехал в Красноярск два с половиной года назад. Жена Юля — управляющая «Пивного дайнера». Сын Захар пошел в первый класс, ярый приверженец бизнеса отца. Есть любимые блюда, знает всех сотрудников по именам.
Геннадий Васильев, «Вечерний Красноярск»