Ныне профессор Шеффилдского университета (Великобритания), он преподавал в США, Германии, Италии. Покорялся же Запад таким экспортным продуктом, как курсы по советской и постсоветской культуре. В Красноярск Евгений Добренко прибыл с кратким лекционным курсом, названным «Эстетика сталинизма» (если уточнить, то можно добавить: «привезен Фондом Прохорова»). Начали мы беседу с того, как он сам понимает свою специальность.
Восстание масс
Евгений Александрович, как правильно означить сферу ваших научных интересов: политика эстетики или эстетика политики? Как вообще правильно называется специалист на стыке культурологии и политической философии?
Он называется Вальтер Беньямин (смеется). Ну это же изначально его определение: на фашистскую эстетизацию политики мы, левые, должны ответить политизацией эстетики. Но можно сказать так: если потребитель эстетизированной политики — это «широкие народные массы», то вопрос о политизации эстетики интересен скорее для узкого круга специалистов.
Давайте с главного: в конечном счете советский культурный проект — это игра на повышение или на понижение? Массы тянули к культуре или культуру — опускали до уровня масс? То есть понятно, что оба процесса имели место, но что все же доминировало?
Рано или поздно нечто подобное происходило во всей Европе: процесс демократизации, принявший тотальные формы. Любая революция создает новые субъекты, новую сферу потребителей искусства, новых граждан массового общества. И не только у нас, просто у нас это было поначалу под знаменем марксизма, а не национализма, как в остальной Европе (хотя Сталин позже это исправил). Искусство покидает салоны, оно выходит на стадионы, на телевидение. Неизбежная плата за это — опрощение. Втягивание масс в культуру оборачивается тем, что культура становится массовой. У большевиков доминировали
До какого года большевики были марксистами?
До 1927 года, конечно. Так вот, втягивание масс в культуру — это неизбежная просвещенческая задача. Но есть еще и прагматика. Неграмотные массы находятся вне политики. Это хорошо понимал Ленин.
Всеобщая грамотность нужна хотя бы для того, чтобы все могли читать приказы?
В раннем СССР боролись с неграмотностью на таком уровне, чтобы любой крестьянин мог прочитать приказ, передовицу в газете, мог расписаться. Понятно, что крестьянин не становится так человеком высокой культуры, но начинается процесс, и в пятом поколении его потомки иногда могут читать Ахматову. Только так создается культурная почва…
В ваших работах показано, как стиль соцреализма рождался прямо из массового запроса. Власть смотрела, на что клюет народ, вчера ставший грамотным. Ей было важно содержание, идеологически выдержанное. А форму отдали фактически на откуп народа, который и сотворил сам себе искусство по своему образу и подобию.
Мы вот приучены винить власть, что она вечно
Да, наверное, если выбирать из предложенных персонажей…
Это мир, до глубины пропитанный насилием, а потому истоки террора — в массах, а не во власти. Власть эту энергию лишь использует в своих целях. Я не сомневаюсь, что у Сталина была массовая поддержка, как она была вообще у советской власти, а сейчас есть, к примеру, у Путина. На Западе есть такая точка зрения: «Ах, бедный, бедный народ, его страшно угнетает злодей (Гитлер, Сталин, Саддам Хусейн — далее по вкусу). Надо скорее убрать злодея, и придут свобода и либеральная демократия». Я же полагаю, что каждый народ имеет ту власть, которую заслуживает. В Советском Союзе, конечно, никаких выборов не было, но если бы они были, я думаю, что 80% поддержали бы ту власть. Мне только жаль остальные 20%, но то, что воля большинства не с ними, это ясно. Увы…
То есть в
Конечно, по форме тоталитаризм не очень демократичен, но если посмотреть, так сказать, по содержанию, есть там народная поддержка или нет — она есть практически у любого тоталитарного режима, наш советский не исключение. Любой тоталитаризм ориентирован на массы, на массовое сознание, ему присущ популистский дискурс.
Каждому — свое?
Но если советская культура была такая народная, как же она вся слиняла в один момент вместе с СССР? Народ ведь остался тот же.
А вы уверены, что она так уж и слиняла?
Некоторые говорят наоборот: как хорошо, что массы тянули к Бетховену. А потом людям разрешили стать тем, кем они и были всегда, и пошло-поехало.
Думают, что лучше — загонять школьников, рабочих и колхозников
К примеру, многие провинциальные писатели так думают. Что народ обязательно надо «организовывать», в том числе для общения с ними.
Ну что сказать этим бывшим советским писателям? Они, очевидно, не у дел, но, может быть, посоветовать им
Ну почему? Некоторые из них сейчас депутаты, политики, пиарщики…
Ну, значит, по профессии работают. Вот и советским писателям надо найти
Игра в классики
И
А давайте посмотрим широко, что такое вообще культурный канон, что такое классика? Есть такая красивая фраза: «Миф — это возведение истории в природу». Это Ролан Барт. Ну вот посмотрите на фразу «Пушкин — солнце русской поэзии» или «Пушкин — наше все». Вполне исторический человек приобретает черты
И Пелевин когда-нибудь станет немного Пушкиным?
Не станет уже по причине того, что в обществе изменился сам статус литературы. Так вот, есть канон, и мы не задумываемся обычно, насколько он искусственный. Вот пришли большевики, но изначально они были люди культурные, образованные — и воспроизвели народнический канон. Даже саму вот эту модель по типу «Авраам родил Исаака»:
Что еще искусственного в каноне?
Ну вот Лескова в СССР почти не знали, а в свое время был крупнейший русский писатель,
Но
А в России не получится ни без канона, ни без промыва мозгов. Страна такая. Литературоцентричная.
Как вы себе видите канон, например, в 2050 году? Если еще будет Россия и в ней будет история литературы — что там будет? Ерофеев, Сорокин — в школьной программе? Или все кончится на Астафьеве и Солженицыне?
Литературный канон в России формируется под политический режим. Вопрос, который вы задаете, фактически такой: когда кончится тот режим, который сейчас? Не знаю. У меня есть, впрочем, ощущение, что этот режим, как говорили большевики, «всерьез и надолго». И вот Астафьев под такой режим вписывается, а Пелевин… да тоже вписывается, но периферийно. Пар выпустить. А внутри канона должны быть страдания за народ, за царь-рыбу…
Можно представить сосуществование разных канонов?
Можно, только
Россия в себе
Вы живете на Западе, оттуда
В музыке дали от Мусоргского до Шостаковича. В живописи: только авангард. Тот реализм
А из современных? Есть хоть
Ощущение, что последние русские писатели на экспорт были Солженицын и Бродский, и то это было связано во многом с политикой. Русская культура сейчас переживает советский опыт: что это было, что с этим делать. Это интересно нам, но мало кому еще — кого волнуют чужие травмы? Сорокин, Ерофеев — это все первично, но лишь для нас, в мировом контексте это все вторично. И можно уже сказать определенно: интерес в мире к России резко упал и — увы! — неуклонно снижается. Раньше были специальные институты для изучения России, как врага номер один. Я бы не сказал, что Россия перестала быть врагом Запада (в этом смысле советская эпоха не кончилась), но врагом номер один — точно перестала. Тот период был хорош для русистики, а следующий, возможно, будет хорош для арабистики… И экономическим тяжеловесом Россия тоже не стала. В Америке все прагматично. Не будет записи студентов на курсы — там и физику закроют как предмет. Так вот, за последние 20 лет на Западе было закрыто две трети кафедр, занимавшихся русистикой.
Возвращаясь к тому, что советская культура жива и здравствует. Как это?
Например, советский народ очень любил сериалы, просто их было мало. Вспомните популярность таких вещей, как «17 мгновений весны», «Следствие ведут знатоки», Юлиана Семенова, какие-нибудь исчезающие в полдень тени… Когда показывали «ТАСС уполномочен заявить», улицы вымирали. Вспомните, сколько стоил томик из серии «Английский детектив», «Французский детектив», да и советский — шел на ура, какой-нибудь майор Пронин. Массовые вкусы не претерпели кардинального изменения, просто сейчас предложение лучше успевает за спросом. Хотите сериалов — вот вам несколько десятков.
Как будут относиться к советскому периоду к середине
Вся апологетика, безумие — уйдут. Останется
И никакого другого проекта после этого не было?
Тот проект закончился, а никакой другой не начался. И можно сказать, что Сталин — отец этого народа. Отец нации — это человек, меняющий парадигму, как Петр Первый, как Ататюрк. Отец того народа, который сейчас проживает в Российской Федерации, — безусловно, Сталин. А Ельцин, Путин — это менеджеры, можно спорить, насколько они эффективные менеджеры, но они точно не отцы нации. В
Досье «ВК»
Добренко Евгений Александрович — филолог, профессор Шеффилдского университета (Великобритания), преподавал в университетах США, Англии, Германии и Италии. Специалист по советской и постсоветской литературе, кино и культурной истории, автор и составитель 15 книг и более 250 печатных работ, переведенных на восемь языков. Ранее преподавал в Одесском и Московском университетах. Автор книг «Метафора власти» (1993), «Формовка советского читателя: Социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы» (1997), «Формовка советского писателя: Социальные и эстетические истоки советской литературной культуры» (1999), «Политэкономия соцреализма» (2007). Составитель и соредактор сборников научных трудов «Соцреалистический канон» (2000), «Советское богатство. Статьи о культуре, литературе и кино» (2002) и др.
Александр Силаев, «Вечерний Красноярск»