Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Эра нефти: начало конца?

Эра нефти: начало конца?

09.11.2009
3

Страшный сценарий, которым пугают несколько десятилетий, — в мире кончится нефть и все вместе с ней. Но может быть и так, что эпоха нефти кончится еще раньше, чем сама нефть. Без всякого апокалипсиса, если не считать отдельные страны.

Броски в сторону

Сначала просто факты, хроника текущих событий 2009 года. Сейчас в мире порядка 200 водородных автозаправочных станций. К 2015 году их по плану станет больше… в несколько тысяч раз. Так, ведущие мировые автопроизводители подписали соглашение, цель его — убедить правительства разных стран и энергетические компании разработать глобальную инфраструктуру этих самых водородных заправочных станций. Соглашение подписали Kia Motors, Daimler AG, Ford Motor, General Motors/Opel, Honda Motor, объединение Renault SA и Nissan Motor, Toyota Motor и Hyundai Motor. Речь идет об увеличении числа станций именно на порядки. Со своей стороны десять ведущих производителей обещают, что к 2015 году они будут производить несколько сотен тысяч электроводородных автомобилей в год.

Китай тянул с массовой автомобилизацией. Но массовое производство решено начать сразу с электромобиля. Еще в 2001 году Госсовет КНР объявил создание национального электромобиля приоритетной целью очередной пятилетки. При этом ставка идет на все варианты: машины с водородными двигателями, электромобили, гибриды. Возглавляет направление бывший сотрудник отделения НИОКР Audi Ван Ган, возведенный в 2007 году в ранг министра науки и технологий. Причем это его личный проект, именно такой тип автомобилизации страны он лоббирует перед китайским правительством с 2000 года. И вот такие машины уже производятся, их покупателям в Китае полагается государственная субсидия в 8 тысяч долларов. А к 2015 году, уверен министр, половину рынка новых автомобилей в Китае составят электрокары.

Ну а если перенестись в Европу? В Норвегии дела обстоят совсем радикально: там в парламент правительство внесло законопроект о запрете к 2015 году бензиновых автомобилей вообще. В Германии представлена новая версия автомобиля Trabant, ранее самого массового авто в ГДР. Пока это концепткар с солнечной батареей на крыше, на полной зарядке которой можно проехать 250 километров. С 2012 года запланировано массовое производство. А в Великобритании на снабжение энергией от солнечных батарей запланировано перевести как минимум четверть домохозяйств к 2015 году, дальше — больше.

В США подсчитали: к 2030 году 80—90% автопарка страны составят электромобили. В инфраструктуру подзарядки будет вложено притом около 300 млрд долларов. Именно такой путь одобрен Обамой. Сначала ставка будет делаться на малолитражки и гибриды, эти программы уже запущены, ну а потом — окончательное и бесповоротное отмирание бензиновых авто.

Соотношение прошлого года: мировые инвестиции в альтернативные источники энергии составили 155 миллиардов долларов, в нефтянку — около 500 миллиардов долларов. Все правильно, на дворе пока еще нефтяная эра. Но какие прогнозы? Считается, что инвестиции в нефтяную отрасль уже не вырастут и даже чуть снизятся к 2020 году. А вложения в «альтернативу» будут расти и к 2020 году составят 400 млрд долларов ежегодно. То есть догонят нефтяные инвестиции, ну а потом, следуя тренду, и перегонят. Такая вот дата. Ну и 2030 год — планируемая дата завершения электрификации автопарка самой автомобильной страны. И можно будет говорить о конце нефтяной эпохи.

Не то чтобы потребность в нефти совсем уйдет. Будет, как сейчас с углем. Нужная вещь, угля на планете продается на миллиарды долларов. Но «большая эпоха угля», каковой был для человечества 19-й век, уже давно завершена, не так ли? Нефтью будут торговать на сотни миллиардов долларов, но никто уже не скажет, что «нефть правит миром».

Что делать?

Для мира в целом это прогресс и новые горизонты. Вопрос, что это значит для нефтеэкспортеров.

Главные нефтедобытчики и страны с самым большим автопарком играют в пошаговую игру. На заявление одних обычно следует заявление других. Например, нефтяные импортеры говорят: «Все, баста, инвестируем в электромобили, массовый выпуск с 2012 года». Нефтяные экспортеры реагируют: «Ой, а у нас тут еще обнаружились запасы нефти, вот еще 100 млрд баррелей тут лежат». А 100 миллиардов — это трехлетнее мировое потребление. То есть сигнализируют, что нефть кончится в мире позже, чем думали, и стоить будет дешевле, раз ее стало больше. Конкретный пример: за минувшие полтора года экспортеры оценили свои недра и «внезапно» обнаружили 300 млрд баррелей, которых раньше не заявляли. То есть десятилетний запас. Сигнал именно о том, что «ребята, не торопитесь — поживем еще немного с нефтью, а?». Но если понимать под «ребятами» ведущие государства, они курс означили. Есть еще, правда, олигархия, мировые финансы: им вполне по силам продлить эру нефти хоть до последнего барреля, если будет надо. Но, судя по последнему году, по заявлениям Обамы — нет, сильно не надо.

Если нефть из главного мирового товара станет просто товаром и цена на нее к 2030 году упадет до «чуть выше себестоимости для Персидского залива» — что делать продавцам сейчас? Напомним, что «чуть выше себестоимости для залива» — это будет долларов так 20 за баррель, а почему нефть может иногда стоить и 200 — это отдельная тема.

Если взвинтить цены до небес, то это только ускорит отказ от нефти. К тому же стратегия «пусть всего 10 лет, но зато по 500 за бочку» — она хороша для России, где нефти мало, но плоха для Саудовской Аравии, где ее много и 10 лет при любой цене — смехотворный срок.

Что ж, арабам остается договариваться с покупателями о «разумной» цене и наращивать поставки по ней. России — принимать эту цену как данность, повлиять все равно не сможем. Ну и заняться чем-то, кроме обустройства добывающей экономики и ее украшения бантиками. Последние годы в этом смысле, конечно, потеряны. Остается лишь надеяться, что они таки не последние…

Александр Силаев, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать