Районные администрации погрязли в арбитражах
В ближайшее время краевой закон о регулировании земельных отношений будет дополнен методикой формирования арендной ставки за землю. Это избавит районы от необходимости доказывать свою правоту в судах, а несогласным арендаторам придется спорить уже с краевой властью.
Земельные противоречия
Новый краевой закон о земельных отношениях приняли в прошлом году. До этого земельный вопрос в Красноярском крае регулировался целым пакетом документов, которые подчас противоречили друг другу. И, в принципе, можно утверждать, что именно состояние законодательной базы привело к тому беспорядку в земельных отношениях, который до сих пор не удалось до конца ликвидировать.
Новый закон должен был навести порядок. Сделать это предполагалось за счет сведения всех существовавших тогда законов и подзаконных актов в единый документ, который и стал бы основным при регулировании земельного вопроса. Помимо этого новый закон должен был вывести землю на уровень такого же рыночного инструмента, как, например, недвижимость, обеспечив увеличение ее (земли) оборота и усиление роли в формировании доходной части бюджета.
Однако состояние дел в земельных отношениях оказалось настолько запущенным, что полностью решить все проблемы не получается и по сей день. В минувший понедельник депутаты из профильного комитета Заксобрания в сообществе с представителями краевой исполнительной власти и муниципалитетов вновь рассмотрели целый пакет поправок, которые должны быть вынесены на ближайшую сессию ЗС для утверждения во втором чтении.
Основой для разработки этих поправок стали как раз предложения муниципалитетов и районных администраций.
- Далеко не все они вошли в предлагаемые нами поправки, — заявил собравшимся руководитель агентства по управлению госимуществом Красноярского края Юрий Парыгин. — Вызвано это тем, что большая часть предлагаемых районными и городскими властями поправок противоречит федеральному законодательству.
Основное расхождение касалось полномочий Федерации, которые пытались перетянуть на себя муниципальные образования.
Ставка на край
Однако, как выяснилось, главный вопрос не в полномочиях, а в расчете арендной платы за землю. Дело в том, что сегодня ставка аренды рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка с учетом коэффициентов К1 и К2.
- После введения такого подхода к формированию арендной платы за землю в районах сложилась двоякая ситуация, — говорит исполняющий обязанности главы Березовского района Виктор Швецов. — С одной стороны, наши бюджеты получили новую и весьма весомую статью доходов — арендная плата увеличилась в десятки раз. С другой же — мы сейчас завалены заявлениями от жителей, которые просят пересмотреть ставки аренды в сторону уменьшения.
Озабоченность районных властей понятна — если уменьшить арендную плату, появится риск, что при формировании бюджета края они не получат никаких субсидий, поскольку полностью не используют всех собственных возможностей получения доходов. Если же этого не сделать, то районы просто захлебнутся от разбирательств в арбитражных судах. Причем первые весточки такого исхода уже появились — люди в судах оспаривают установленные ставки аренды, а районные власти просто не знают, что делать дальше.
Одним регулированием коэффициентов (этот вопрос как раз находится в ведении муниципальных властей) проблемы не решить. Нужна сформированная и утвержденная на уровне края методика установления арендной платы за землю. Об этом, собственно, и просят (одна из отклоненных правительством края поправок в закон) главы районов.
- Совершенно не понятно, как такая методика вам поможет, — заявил Парыгин.
Основной аргумент правительства в этой связи звучит так: формирование краевой методики определения арендной ставки на землю не только лишит этот процесс динамичности, которая достигается делегированием этих полномочий на места, но и приведет к тому, что все обращения, которые сегодня идут в районные администрации, пойдут в край. К тому же в правительстве не отрицают, что эта методика в один прекрасный момент может быть оспорена. А это приведет к признанию недействительными всех заключенных договоров аренды земли в крае.
- Полагаю, что такая методика все же необходима, — подержал районы председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский, — она даст возможность районам в спорах с арендаторами ссылаться на краевую власть. Что же касается оспаривания методики, то практика показывает, что в правительстве работают куда более квалифицированные юристы, чем в районных администрациях, и им отстоять позиции власти в этом вопросе будет проще.
Краевая методика формирования арендной платы за землю,
Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск»